В первый понедельник Великого поста (в этом году 15 марта) на вечерней службе, в полной темноте священство храма со свечами в руках под тихое пение хора выходит из алтаря в центр. Так начинается чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, которое продолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет.
Великий канон читается в течение поста два раза: в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает о том, чем на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз, ближе к Страстной седмице, верующим дается возможность сравнить: к чему они шли и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного труда. Стало ли их покаяние действительно такой переменой жизни, которая влечет за собою изменение и образа мышления, и поведения, и мироощущения.
Святой автор
Преподобный Андрей Критский писал свой канон на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Он родился около 660 года в Сирии, в Дамаске и долго не мог говорить. Лишь причастившись в семь лет Святых Христовых Таин, обрел голос.
Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на остров Крит. Это время становится для епископа, монаха и поэта временем расцвета: на острове он строит не только храмы, но и дома для сирот и стариков, пишет каноны почти на все двунадесятые праздники и многие великопостные богослужения, в том числе и дивные песнопения Страстной седмицы. Скончался святой Андрей на острове Лесбос. Позже его мощи были перенесены в Константинополь.
Зеркало греха
Великим канон назван не только за обширность содержания (в нем содержится около 250 тропарей), но и за поэтическое совершенство, глубину материала, проникновенность отображаемых чувств. В оригинале канон был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме.
Во время чтения Великого канона совершается много земных поклонов, и может показаться, что прочесть его тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, надо хорошо знать Священное Писание.
Во время чтения Великого канона мы слышим множество имен, известных и не очень: Адам, Ева, Авель, Каин, Ламех, Хам, Давид, Соломон… Все это реальные герои Священного Писания, и во всех их духовных падениях и подвигах автор предлагает увидеть собственное падение и возможность исправления.
Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас. Каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором.
На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). Во время чтения канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.