Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Символ совершаемой молитвы
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (87) 15:23, 11 февраля 2016

Символ совершаемой молитвы

LSAL9615Иногда в церковных или монастырских лавках встречаются в продаже так называемые «сретенские свечи». Что это такое, и какие с ними связаны суеверия? Предлагаем поговорить о магическом мировосприятии взамен религиозного.

«Сретенской» свече приписывают свойство умирять враждующих, водворять мир в семье. «Если происходит ссора в семье, ругань или драка, зажгите эту свечу, и все прекратится», — советуют «знатоки» духовных тайн.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». Этот чин имеет западное, католическое происхождение. Впервые он появляется в Требнике митрополита Петра Могилы. У католиков в день Сретения Господня совершается крестный ход со свечами. Происхождение его связано со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: «Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком» (Лк 2:30–31). Для этого шествия и благословляются свечи.

У нас такого шествия нет, есть только чин благословения. Следует знать, что все свечи, употребляемые в храме, освящены перед продажей. Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны, вода освящается малым чином, можно сказать «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это единственный раз в году — на праздник Крещения Господня.

Также и со «сретенскими» свечами — особым чином их освящают только раз в год. Однако это не значит, что «сретенским» свечам следует придавать какое-то особое, а уж тем более магическое или чудодейственное значение — это крайности, конечно. «Сретенские» свечи православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Разницы в употреблении тех или иных свечей нет.

Бытовая магия

Нередко к свечам мы видим языческое отношение, как, впрочем, и к освященной воде и другим предметам. Если человек лишен веры в Истинного Бога, во чтобы он ни верил, он язычник. Родная сестра язычества — магия, то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как амулет, оберег. Магизм начинается там, где мозг все пытается уложить в простые правила. Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно «посвятить» офис», «Отче наш» — сильная молитва, но Иисусова — сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом».

Языческое отношение к вещам продиктовано магическим миро­восприятием в отличие от религиозного. Оно не интересуется внутренним миром человека, подвигом молящегося, его духовным состоянием. Да, вера бывает разная. Бывает и бесовская вера. «И бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19).

Для стяжания благодати Божией, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, нужен труд, и немалый, а здесь все элементарно. Магическое отношение состоит в том, что желаемый исход, результат зависит от правильного совершения обряда, произнесения заклинания, другого любого ряда манипуляций. Человек религиозный молится разумному, свободному, волящему Существу. Он понимает, что может получить отказ, знает, что недолжным отношением может даже оскорбить величие своего Собеседника. Или Его любовь.

Для магического мировоззрения характерен количественный и механистический подход. Не молитва как беседа с Богом спасительна, а точное произнесение ее 40 раз. Если 39 или 41 — все напрасно, «автомат» не сработает.

Благодать меряем тоже материально — количественно. Приходится слышать: «Вот мы были в таком-то храме. Вот там уж благодатно! Иконы — старинные, свечки — огромные, дьякон громогласный — стекла дрожат, батюшка старенький, на Николу Угодника похож, частицы Причастия — большие, как кусок сахара, просфорки — с кулак, на водосвятном молебне не кропят, а просто «купают», сквозь пальто все мокрые до белья. Вот это благодать!»

Настроить свой духовный компас

Магизм еще в том, что на первый план выходят вопросы не просто непервостепенные, а пустяковые. Тут народное творчество неиссякаемо. Посудите сами, какие вопросы чаще всего задают на приходе священникам. Может, вопрос о том, как спастись? Совсем нет — спрашивают, можно ли носить пасхальные куличи на кладбище, кто первый должен ступить на венчальный рушник — жених или невеста, можно ли покупать продукты, на упаковке которых находится штрих-код, через какое плечо передавать свечу в церкви и т. д. Эти и подобные вопросы не просто задаются — они ставятся во главу угла духовной жизни. Ими руководствуются, и в нарушении таких «установлений» видят чуть ли не предательство веры и отречение от православия.

Ох уж это наше «свечное благочестие»… Духовные ориентиры сбиты настолько, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Звонят в храм и спрашивают, не закончилась ли служба. Отвечают: «Приезжайте, еще успеете!» Они: «Да нам не надо. Мы хотим свечи поставить и ждем, чтоб все уже ушли, не мешались». Вот так…

Передавание свечей в храме — просто песня. Боже упаси кого-нибудь попросить передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-то свечи. Это моментально вызовет бурю гнева и обвинение чуть ли не в колдовстве.

Надо увидеть в ритуалах не пустую форму, а вековую мудрость. Входя в церковь, снимая шапку, не снимайте голову. Надевая платок, не выключайте мозг.

Свеча не может молиться за нас — может только помогать нашей молитве. Она имеет символическое значение, но нас спасает не символ, а содержание — Божественная благодать.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.