Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > Символ Второго пришествия
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (138) 15:47, 22 марта 2018

Символ Второго пришествия

Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифания и направился в Святой град. С Елеонской горы Он устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви, приветствуя криками: «Осанна!», что значит «спасение, радость, слава». Вход Господень в Иерусалим прообразует и Второе Его Пришествие. В Своем первом пришествии на землю Христос явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель, во втором — Он придет как Царь мира и Судия.

Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых, — Вход Господень в Иерусалим. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

В символике события Входа Гос­подня в Иерусалим и его литургического строя важное место занимают пальмовые ветви — вайи, поэтому этот праздник называют еще Неделей ваий. «Именно чрез масличное дерево, — толкует святитель Амвросий Медиоланский, — из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет Небесного Отечества». На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф 21:9; Мк 11:9; Лк 19:38; Ин 12:13).

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9:9). Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу. Вероятнее всего, прибытие верхом на осле напоминает помазание Соломона на царство (3 Цар 1:32–40). Соломон по велению Давида был посажен на мула, привезен к священнику и пророку, помазан на царство, а затем в царском облачении, в сопровождении многочисленных сторонников и ликующей толпы народа торжественно вошел во дворец и сел на царский престол.

Иными словами, Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что встречающие клали Ему под ноги свою одежду.

Рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей, для которого были характерны ликование и радостные восклицания. Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!» (буквально: «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу. Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых.

Вход Господень в Иерусалим неизменно и единодушно толкуется как важное событие евангельской истории — торжественное прибытие Царя Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. В частности, об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский.

Несмотря на радостную атмосферу этого евангельского события, Антоний Сурожский считает этот праздник одним из самых трагических в церковном году. Все это торжество, ликование, надежды построены, считает архи­пастырь, на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна сыну Давидову!», через несколько дней повернется к Нему спиной и будет требовать Его распятия.

«Что же случилось? — пишет митрополит Антоний. — Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в Свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, который освободит израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем. А вместо этого Христос вступает в Священный град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он — не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…»

Отцы Церкви, подчеркивая необычайную торжественность Входа Господня в Иерусалим, сосредотачиваются на сверхъ­естественно явленном царском достоинстве Спасителя: Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением, Сын Божий, между тем, оказывается равночестным Отцу.

Целый год, как напоминание об этом светоносном празднике, мы храним в святом углу веточки вербы — нашей благодарности Господу за Его жертвенный путь ради нашего спасения.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.