«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть «их»)! Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Теперь муж и жена вместе пойдут по жизни, вместе будут встречать трудности и радости. Хотя эпоха богоборчества закончилась больше тридцати лет назад, и в наше время супруги уже не опасаются обнародовать, что их брак освящен Церковью, но вопросов, касающихся таинства у людей по-прежнему много. В том числе и у наших читателей. На них отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Дочь и будущий зять не хотят венчаться (как они говорят, «пока»), в день свадьбы только распишутся в ЗАГСе. Но мы с мужем знаем, как важно родительское благословение на брак. Можем ли мы благословить их перед свадьбой, если они не венчаются?
— Конечно, можете. Никаких препятствий для родительского благословения нет. Ваши дети заключают брак, который является законным. Разумеется, хорошо, если законный брак будет еще и благословлен Церковью, к которой они принадлежат. Но таинство Венчания может быть совершено в любое время по желанию законных супругов.
— Стоит ли верить, что, если пожениться в мае, то всю жизнь будешь маяться? И в дни каких святых или икон венчаться предпочтительнее? Например, Николай Чудотворец считается покровителем брака. Или святые Петр и Феврония…
— В подобные глупости нельзя не только верить, но даже слушать их. Благословляет супругов Господь — Податель всех благ, а видимое таинство совершает Его Церковь. В день какого святого это произойдет, не имеет значения. И помолиться святым покровителям православной семьи: святому Прокопию, Петру и Февронии Муромским, святителю Николаю и другим — тоже можно в любое время.
— Может ли человек вступить в брак с дочерью или сыном своего крестного отца или матери? И вообще, на ком Церковь сегодня запрещает жениться?
— К браку во все времена было особое отношение. В древности запрещались близкородственные браки. В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев 18:1–30): с матерью, мачехой, матерью жены, дочерью и женой сына (1‑я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери, родной и сводной сестрой, сестрой жены, женой брата (2‑я степень), теткой, женой дяди (3‑я степень родства). Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими. Было запрещено после смерти жены жениться на ее сестре, вступать в брак с племянницей. Это утверждалось Апостольскими правилами, поместными соборами, правилами святых отцов. В наше время церковный брак не имеет юридической силы, и гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещенные Церковью. Но верующие люди руководствуются словами святителя Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная. Аще же желание его управляется страстью, тем паче да воспретится ему брак, да научится сосуд свой содержати в святости, а не в страсти похоти».
Духовное родство (крестные, крестники, их дети) также является препятствием к заключению брака. В древних уставах запрещен брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью. Не может он жениться и на дочери крестницы. Запрещен брак восприемника с родной матерью восприемницы — кумой, как с сестрой. Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на ее матери, ни на ее дочери… Короче говоря, весьма запутанное дело в степенях как кровного, так и духовного родства.
В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 53‑го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. В «Настольной книге для священно-церковнослужителей» Булгакова (М.,1993, т. 2) на основании принятых священноначалием постановлений делается вывод: «Таким образом, как плотские дети восприемников с самими воспринятыми, так и имеющие одних и тех же восприемников, между собою в родстве не состоят, и потому могут вступать в брак». И все же, если возникнет у вас такая ситуация, о которой вы спрашиваете, то правильным будет обратиться за разрешением к правящему епископу.
— Я встречаюсь с человеком, который исповедует другую веру, изучает влияние планет. Мне это не нравится, я пытаюсь ему объяснить, что это все неправильно. Но он не согласен со мной и говорит, что православие ему не по душе, что Бог один, только пути к нему разные… Венчаться мы, думаю, не можем. А расписаться в ЗАГСе? Не будет ли это грехом?
— Бог, конечно, один — Творец всего видимого и невидимого. И дороги существуют, действительно, разные. Причем далеко не все ведут к Богу. Приходим же мы к Нему только через Христа. Вот как Он сам говорит об этом, отвечая на вопрос апостола Фомы: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Это единственный путь к Богу, остальные — ложные и ведут совсем в другую сторону, как бы привлекательно они ни выглядели. В ЗАГСе вас без вопросов распишут. Но таинство Венчания совершается над верующими людьми, которые намерены создать христианскую семью, члены которой надеются на Бога, а не на влияние планет и тому подобную чепуху.
— Я воцерковлена, муж — нет. Он считает себя верующим, из тех, у кого «Бог в душе», и не видит необходимости ходить в храм. Мы уже много лет в браке, и только теперь он согласился обвенчаться, чтобы сделать мне приятное. Когда начинаю рассказывать, что это за таинство и насколько оно важно, он не желает слушать. Стоит ли нам тогда венчаться?
— В Православном катехизисе сказано: «Брак есть таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
В таинствах Церкви участвуют верующие люди. Совсем не для того, чтобы сделать кому-то приятное, а для спасения души. Венчание должно быть шагом свободным и осознанным супругами. Оно совершается Церковью, внутри Церкви и для членов Церкви. Под венец идут не из-за красоты обряда, не из намерений оберега брака и даже не из соображений традиции, хотя все это присутствует, но понимая, что брак не просто юридический договор, средство продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, а по словам святителя Иоанна Златоуста, — «таинство любви», вечное единение супругов во Христе. Такой брак нерасторжим. Дар любви, который дается в этом таинстве Божиим благословением, — это дар вечный, и не может быть любовь упразднена, не может она прекратиться даже со смертью.
Но все же не случайно апостол Павел написал в послании к жителям Коринфа: «…и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7:13–14). Может быть, Господь вразумит вашего мужа, и он после венчания обретет веру? Решать, венчаться или нет, разумеется, вам.
— Давно уже развелась с венчаным мужем. Как мне аннулировать этот брак? Куда обратиться?
— Поводов для расторжения церковного брака не так уж много, но они есть, хотя и значительно отличаются от поводов к разводу гражданскому. На все эти вопросы вам подробно ответят в специальной комиссии, которая работает при епархиальном управлении, куда и следует обратиться, чтобы написать прошение по установленному образцу, с указанием причины. Вопросы расторжения церковного брака рассматриваются этой комиссией, а решение по ее представлению принимает правящий архиерей. Если оно будет положительным, вы имеете право не только вступить в новый брак, но и венчаться в православном храме (Церковь допускает венчание вторым браком).
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.