Подходя на Светлой седмице к центральному аналою, новички в храме с удивлением рассматривают икону Праздника. Подпись — «Воскресение Христово». А где гроб Господень, ангелы, жены-мироносицы? Более того: в другом храме мы можем увидеть на «праздничном» месте икону с совсем другим сюжетом… Попробуем разобраться в загадочной иконографии Праздника Праздников.
Действительно, существуют два основных типа пасхальных икон.
Первый тип — более древний, канонический, пришел к нам из Византии. Кроме «Воскресения Христова», этот образ имеет еще одно название — «Сошествие во ад».
Второй вариант появился в наших храмах сравнительно недавно — во времена Петра Первого, то есть в ХVIII веке.
Образ первый. Воскресение по канону
Перед нами восстают события Великой Субботы. Совершив дело спасения, Христос исполняет последнюю букву ветхозаветного закона, положенного человеку: до Воскресения все умершие, независимо от своих нравственных качеств, попадали в ад. После смерти на кресте спускается в ад и Господь. Но перед этим Праведником сам ад не устоял — сокрушились его врата, повержен его повелитель, Божественный Свет просветил тьму.
Как любая традиционная икона, образ содержит множество символов, значимых деталей. И главный символ — это выбор сюжета. Иконописец показывает не само событие, не момент Воскресения, а его цель — то, для чего была совершена крестная жертва Христова: спасение человечества. Поэтому на иконе и появляются люди — самые первые из спасенных.
Икона передает суть Светлого праздника — властным и торжествующим жестом Христос-победитель выводит узников ада из мрака греховного к свету Небесного Царства.
Рассмотрим подробнее новгородский образ XVI века.
1. Одежды Христа словно развеваются ветром: Он только что закончил движение вниз, к адским пропастям. Перекрещенные доски под ногами Христа — створки разрушенных адовых ворот.
2. Металлические детали — то, чем были замкнуты ворота ада (замки, цепи, ключи, гвозди, клещи…). Бездна черного цвета — адские пропасти. Иногда на их фоне изображается поверженный сатана.
3. Христос крепко держит Адама: не за ладонь, а за запястье. Адам поднимает руку неуверенно, охваченный «страхом Божиим». Адам и Ева протягивают руки к Спасителю, но сами не могут встать с колен. Их должен поднять Христос: «Без Меня не можете творити ничесоже».
4. Руки Евы, протянутые к Спасителю, закрыты краем одежды в знак благоговения (так же, «покровенными руками», Симеон Богоприимец берет на руки Младенца Христа на иконе Сретения).
5. Праведники изображены с нимбами, хоть и находятся в аду: к благодатному свету их приобщает Христос. Нимбы есть также у Адама и Евы — в знак прощения совершенного греха.
6. Пророк Давид и его сын Соломон.
7. Авель, сын Адама и Евы, — в зеленых одеждах, похожих на звериную шкуру. В руке — пастушеский посох.
8. Иоанн Креститель (Предтеча), принявший смерть от царя Ирода, встречает Христа и принимает благословение — жестом протянутой к Иисусу руки.
9. Пророк Моисей держит скрижаль с Десятью заповедями.
Образ второй. Наследие Петровской эпохи
Этот более поздний вариант пасхальной иконы — «буквальный», содержит минимум символических деталей. Воскресший Господь выходит из гроба-пещеры. Он обвит погребальной плащаницей, рука поднята в победном благословляющем жесте. Сюжет заимствован из западной живописи, поэтому и создается «живоподобно», то есть по законам светского изобразительного искусства (портрета, пейзажа).
Специалисты отмечают, что детали композиции не всегда соответствуют церковной традиции:
Рядом с пещерой изображаются Ангелы — в евангельском тексте они описываются как находящиеся внутри гроба.
Воины, стерегущие гроб, изображены спящими. На самом деле воины не спали (за это полагалась смертная казнь), а только, подкупленные первосвященниками, распустили слух, что заснули, и в это время ученики Христовы унесли Его тело. Эта ложь должна была помешать людям поверить в Воскресение.
Камень, закрывающий вход в пещеру, часто изображается отодвинутым в сторону. Однако камень был отвален позже: это сделал Ангел, встретивший жен-мироносиц. Воскресший Господь вышел из еще закрытого гроба — так же, как позднее Он «дверем затворенным» явился в горницу к апостолам.
Подготовила Светлана Акимова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.