Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопросы священнику > «Сорок раз попросим»
«Моя надежда» №4 2019 15:58, 19 декабря 2019

«Сорок раз попросим»

Кто из верующих не раз заказывал в церкви эту требу? Да каждый, пожалуй, кто знает, что такое житейский катаклизм и тревога за близких. Предстоит тяжелая операция пожилому родителю, ребенок сдает сложные экзамены, а может, надежды сохранить брак совсем не осталось? Или у самой здоровье шалит и с работой не клеится? Семь бед — один ответ: сорокоуст бежим заказывать. Да не в один храм, а в три или даже семь, как «знающие» бабушки советуют. Долго ли? Написал имя — и как будто полегчало на душе: так-то надежнее, с церковной молитвой, да еще такой протяженной… А что все же это такое — сорокоуст: как совершается, почему у многих до сих пор ассоциируется с поминанием усопших и чем отличается от других именных треб? На часто задаваемые вопросы об этой сугубой церковной молитве отвечает преподаватель Нижегородской духовной семинарии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Виктор Плаксин.

Когда человек приходит в храм и заказывает сорокоуст, что конкретно совершается в церкви по этой требе? В чем ее суть?

— Речь идет именно о церковном поминовении, так называемой молитве «на проскомидии». Это может быть не только сорокоуст, но и годовая, и полугодовая — протяженность их во времени разная, но смысл один. С того момента, как заказан, допустим, сорокоуст, сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием указанного в записке имени живого или усопшего, в конце же литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает эту частичку, символизирующую душу живого или умершего христианина, в Чашу с Кровию Христовой. Не забываем, что проскомидия, первая часть литургии, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, так же, как скрытно, неведомо для мира, произошло рождение Спасителя. Это важно для понимания теми, может быть, еще неопытными прихожанами, которые пытаются расслышать имена, свои или своих близких, при зачитывании после евангельской части литургии священником так называемых «простых» записок. Не путайте: это уже другое, тоже церковное, поминовение, но оно совершается без вынимания частиц из просфор.

— Да, среди прихожан встречается ошибочное мнение, что сорокоуст «за здравие» — это что-то не исконное, что на самом деле эта молитва исключительно об умерших близких. В подтверждение даже ссылаются на толковый словарь Владимира Даля («Живой великорусский язык». Т. 4, 1882 г. — Ред.), где одно из значений слова «сорокоуст» — «сорокодневная молитва въ церкви, по умершемъ». Но вряд ли мы должны здесь ориентироваться именно на этот источник. Да, число 40 укоренено в церковном предании как один из периодов, который проходит душа после смерти. Вполне вероятно, что именно от этого и пошло такое предубеждение. Однако на данном этапе развития Церкви сорокоусты о здравии и об упокоении совершенно равнозначны. Думаю, объяснить превалирование сорокоустов об упокоении можно и тем, что многие люди, относящие себя к православным, на практике редко посещают богослужения и даже просто церковь. При этом побуждающим поводом все же зайти в храм часто становятся либо смерть, либо приближающаяся дата памяти близкого человека. Те же прихожане, что систематически посещают службы и ведут ответственную церковную жизнь, как правило, заказывают сорокоусты о здравии с той же периодичностью, что и об упокоении, если не чаще.

Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь? И еще: уместно ли написать в записке свое имя?

— Сорокоусты о здравии и упокоении дорогих нам людей стоит заказывать, невзирая на их нынешнее духовное состояние, поскольку при молитве мы полагаемся на Божие попечение о них, не впадая в осуждение или в размышления об их грядущей участи. Заказывать церковное поминание нельзя только за иноверцев, сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу. А если человек крещен в православии, но его приход к сознательной вере еще не состоялся, Церковь готова о нем молиться. Однако мы должны четко осознавать, с какой целью мы заказываем церковное поминовение. А то ведь как часто бывает? По совету «знающих» людей мать наркозависимого сына, уже не зная, где искать помощи, заказывает сорокоусты в трех монастырях! Отдает записки — и ждет результата. Но он будет, только если мы, осознавая необходимость сугубой молитвы за какого-либо человека, при этом сами усердно поминаем его в домашней молитве. Мы молим Бога, подаем прошение Церкви и приносим бескровную жертву в надежде, что Господь поможет нашему близкому побороть недуг. Если же человек подходит к сорокоусту магически и, надеясь на какую-то «сильную» молитву, сам не ведет духовную жизнь, пытаясь отмахнуться от Бога квитанциями и денежными пожертвованиями, то хоть семь годовых в семи монастырях закажи — нет в этом смысла.

За себя сорокоуст заказывать не просто уместно, но очень полезно. Таким образом мы просим у Господа сугубой молитвы и заступничества, часто в сложных ситуациях. Однако, как уже говорилось, мы не должны снимать с себя ответственность и оставлять работу над собой в стороне.

Если литургия в храме служится не каждый день, как же тогда соблюдается 40-дневное поминовение?

— Считаются не дни, а количество богослужений. В течение 40 литургий, независимо от того, сколько дней на это уйдет, будет совершаться вынимание частички просфоры на проскомидии с произнесением молитв о тех, за кого подана треба. Это обычная практика для небольших сельских храмов, где служба совершается не каждый день, а то и раз в неделю. В связи с этим порой интересуются: можно ли заказывать сорокоуст в пост или конкретно на Страстной седмице? Никаких ограничений в этом нет. Но все же во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресенье), лучше не сорокоусты заказывать, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. И, кстати, в некоторых храмах существует практика особых постовых поминовений, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия — вынимаются частички.

Недоброжелатели заказали сорокоуст «об упокоении» за живого человека. Он, понимая, что все это суеверие, все равно ощущает неприятный осадок. Что сказать ему в этом случае?

— Когда человек прибегает к такого рода псевдомагическим приемам, он мало того, что демонстрирует свое невежество, но и явно вредит своей душе. Благой Бог, слышащий наши молитвы к Нему, знает, с какими мыслями мы их возносим и как относимся к каждому из окружающих. В этом ключе подумать, будто по нашей просьбе Господь может навредить другому человеку, совершенно неразумно и грешно. Спаситель знает, кто из людей жив, а кто уже почил, поэтому, если даже мы ошибочно или по злоумышлению заказали молитву об упокоении живого человека, вреда ему никакого не может быть. Точно так же, как и тогда, когда мы молимся о здравии людей, пропавших без вести, либо тех, с которыми не виделись многие десятилетия, с надеждой о том, что они живы. Господь, видя наше благое намерение, воздаст каждому положенное.

В чем отличие от срокоуста так называемой неусыпаемой Псалтири? И то и другое можно заказать в монастыре, на 40 дней, как за живых, так и за усопших. Что выбрать?

— Духовную пользу несет любая молитвенная помощь нашим близким. Но разница здесь довольно существенная. Сорокоуст — это церковное поминовение, совершаемое именно во время таинства, неусыпаемая Псалтирь — собственно молитва, причем читаемая келейно. Псалтирь — одна из самых древних богослужебных священных книг, ее значение в жизни каждого христианина невозможно переоценить. Святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством, и это не столько даже эпитет, сколько функция этих богодухновенных текстов. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.

Неусыпаемая Псалтирь — это одна из форм исключительно монастырской молитвы с более чем пятивековой историей, получившая свое название в связи с непрерывностью своего прочтения. То есть все монахи обители круглосуточно, по очереди, читают Псалтирь. И основания к этому мы находим в Священном Предании, где сказано, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, то есть в непрерывной молитве.

Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на 20 отделений — кафизм, каждая из которых делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы — за покойных православных христиан. Конкретные имена и тех, и других вписаны в специальные монастырские журналы. Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях, как мужских, так и женских? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться обо всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени.


Что означают «вынутые частицы»

Для проскомидии употребляется пять особых просфор. Из первой, «агничной», после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — эта часть просфоры называется Агнцем. Агничная просфора полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель, и служит собственно для причащения.

Из второй, «богородичной» просфоры, священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых и полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры священник вынимает частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах, диаконах и мирянах.

Из пятой вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках и мирянах. Эти вынутые частицы тоже укладываются на дискос — сначала за живых, ниже — за усопших.

Затем священник вынимает частицы из просфор, поданных верующими.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир (Чашу), напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, об имени которого возносится. Об этом говорят и слова, произносимые священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.