Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Сохраняя и возрождая > «Союз спасения»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №10 (280) 11:07, 3 июня 2024

«Союз спасения»

Начинающие и опытные реставраторы помогают сохранять святыни

Вот уже три месяца идет активная работа по реставрации икон Смоленского храма села Выездное Арзамасского района. Церковь закрыта для проведения масштабных работ по сохранению здания и внутреннего убранства. Часть образов специалисты возрождают непосредственно в церкви. Сейчас в работе у сотрудников епархиальных мастерских 54 иконы.

Реставрировать можно и… лежа

Левый придел зимнего храма временно стал реставрационной мастерской. Здесь специалисты работают с иконами из правого придела. Те, что из левого, реставрируют в епархиальных мастерских в Нижнем Новгороде.

— Такое решение было принято, чтобы не увозить слишком много икон, а кроме того, чтобы не перевозить большие по размеру образы, например, те, что выполнены на холсте, — поясняет старший специалист епархиальных мастерских Светлана Хромина.

Специально для таких масштабных полотен были сконструированы столы, так как иконы в своем размере превышают в длину и ширину два и три метра соответственно, а вместе с подрамником и более пяти.

Холсты находились внутри храма, на двух из них изображен Спаситель, еще на одном — преподобный Серафим Саровский.

У стороннего наблюдателя может возникнуть вопрос, а как, например, удалить загрязнение с середины поверхности такой иконы? Оказывается, для этого используется специальная скамейка на колесиках, на которую мастер может лечь. Подобные устройства в работе над холстами практикуют и специалисты Третьяковской галереи.

Жучок не пройдет!

В мастерской поддерживается особый температурный режим и есть все, чтобы проводить работы. Мастера укрепляют иконы, подводят грунт, утоньшают лаковый слой и вновь покрывают поверхность лаком. Все по мере необходимости. К каждой иконе подход индивидуальный, хотя проблемы практически всегда одни и те же. Многие иконы повредил жук-точильщик, из-за чего их невозможно переместить в мастерскую, предварительно не укрепив на месте.

— Мы их лишний раз не травмируем перевозкой, а также не подвергаем риску заражения жуком-точильщиком другие иконы, — поясняет Светлана.

Насекомые сначала разрушают внутренние слои дерева, а затем уже можно наблюдать наружные отверстия, и чем их больше, тем выше площадь повреждения. Икона может быть проедена до состояния трухи! После протравливания жучка специалисты занимаются укреплением дерева, а затем утраты восполняют при помощи либо вставки нужного размера, либо смеси из клея и опилок. Для второго способа применяется стоматологический зонд. Использование медицинского оборудования в работе для реставраторов не редкость.

Иконостас — единое целое

При взгляде на некоторые образцы кажется, что восстановить их уже невозможно, но оказывается, что такое впечатление у непрофессионала возникает из-за большого количества пыли на иконе и оттого, что олифа сильно потемнела.

— Через несколько месяцев можно будет увидеть, что икона сохранна, кроме тех участков, где красочный слой осыпался вместе с грунтом, — рассказывает Светлана на примере одного из образов. — Конечно, есть случаи, когда восстановить икону мы не можем, утраты составляют более 80 процентов изображения и буквально не за что ухватиться, чтобы как-то помочь. Такая, например, есть здесь, в летнем храме, — образ в иконостасе, мы даже не можем предположить, кто на нем изображен. Но и такие иконы мы ни в коем случае не выбрасываем, а укрепляем и консервируем. Скорее всего, они будут заменяться, ведь главная задача — сохранить целостность иконостаса.

В работе у мастеров среди прочего образцы XIX столетия, написанные на дьяконских дверях иконостаса. В этом конкретном случае специалисты по реставрации живописи будут трудиться совместно с реставраторами по древесине, которые займутся восстановлением резьбы. Это лишь один из примеров, так как храмовые иконы различаются по размеру, времени написания и появления их в Выездновской церкви, многие были привезены сюда из других церквей.

Поновления: снять или оставить?

За долгие десятилетия и даже столетия жизни многие иконы поновлялись, то есть были попытки восполнения утраты красочного слоя. Подобные живописные вставки называют записями.

— Поновления мог делать и сам автор иконы. Например, после реформ, когда нужно было переписать что-то в образе в соответствии с новыми правилами. В этом случае мы ничего не исправляем, так как это авторская работа. Бывает и по-другому: автор умер, работа со временем темнеет, и батюшка или местный иконописец принимают решение поновить образ. Методики реставрации им неизвестны, и икона переписывается. Причины для поновлений могли быть разные. Например, одежда не нравилась. Или восполняли утраты. Или не по канонам написано, или букву пропустил автор, не владевший грамотой. В каждом случае мы решаем, что оставлять, а что нет, насколько предыдущие вмешательства нарушают целостное восприятие иконы, — рассказала мастер.

Редкая скульптура и Ступинская живопись

В Смоленской церкви находилось несколько деревянных скульптур Спасителя, например, знаменитый «Спас полунощный» или «Спас в темнице». Этот образ был широко распространен в XVII–XIX веках, несмотря на неоднозначное отношение к резным скульптурам и запрет Синода, изданный при Петре I, на изготовление резных икон. Скульптура олицетворяет собой Иисуса в тюрьме накануне Голгофы. Фигуру Спасителя ставили в нишу или помещали в специально изготовленный шкаф, символически изображающий темницу.

— Таких скульптур несколько, но в работе у нас в настоящее только одна, изготовленная примерно в конце XVIII — начале XIX веков. Будет выполняться реконструкция руки и колена фигуры, — уточнила реставратор.

Одновременно с иконописцами в церкви трудятся мастера по реставрации монументальной живописи. Их первостепенная задача — оценить состояние фресок и выбрать методику и технологию ее укрепления.

Примечательно, что в летнем храме сохранились работы Ступинской живописной школы. Уроженец Арзамаса Александр Ступин первым в России создал провинциальную школу живописи, где могли обучаться и дети из крестьянских семей. Образцы живописи Ступинской школы можно наблюдать в Воскресенском соборе Арзамаса, а в будущем их можно будет увидеть и в отреставрированном Смоленском храме.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.