Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Сугубо таинственная
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (144) 16:42, 23 марта 2017

Сугубо таинственная

В спасительные дни Великого поста, придя в среду или пятницу к утреннему богослужению, мы замечаем, насколько изменился весь литургический строй. Кто-то, возможно, литургию не сразу и отличит за долгими чтениями из Ветхого Завета. Действительно, литургия Прежде­освященных Даров — а это именно она — уникальное великопостное богослужение, одно из самых прекрасных и умилительных. Оно призвано дать верующим возможность приобщиться к Телу и Крови Христовым и в эти дни сугубой скорби о своих грехах.

Чин литургии Преждеосвященных Даров состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед причащением, затем совершается само таинство и возносятся благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим постом придает ей особый, скорбный, характер. Престол и священные сосуды, содержащие Святые Таины, покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувств смирения и умиления, а вся служба носит характер особой таинственности.

Три «славы»

Вечерня начинается начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и прис­но и во веки веков». Таким образом, богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий пост. После предначинательного псалма и великой (мирной) ектении читается 18‑я кафизма из Псалтири. Она разделяется на три части — «славы», во время которых священник и диакон совершают в алтаре литургические священнодействия.

На первой «славе» священник тайно читает первую молитву, раскрывает антиминс, ставит на него дискос, берет копием и лжицей Святое Тело Христово (заранее приготовленное за полной Божественной литургией) и полагает Его на дискос. На второй «славе» он тайно читает вторую молитву, благословляет кадило и вместе с диаконом совершает три раза каждение вокруг престола. На третьей «славе» священник тайно читает третью молитву и вместе с диаконом переносит Святые Дары с престола на жертвенник. В это время все находящиеся в храме стоят на коленях.

Коленопреклонения

Затем продолжается обычная вечерня, в частности, пение стихир на «Господи, воззвах», после которых совершается Вход и читаются два отрывка из Ветхого Завета — так называемые «паремии»: одна — из Книги Бытия, другая — из Книги Притчей Соломоновых.

Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий пост был посвящен приготовлению людей ко крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на престоле. По окончании первого чтения все находящиеся в храме становятся на колени и наклоняют головы до земли. Священник берет с Евангелия свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» После этого возгласа все встают с колен.

После второго ветхозаветного чтения все вновь становятся на колени, и хор поет в центре храма умилительное песнопение «Да исправится молитва моя…» Во время этого пения в алтаре совершается каждение перед престолом и жертвенником. Пение повторяется шесть раз, и после этого все встают с колен.

В практике Русской Церкви после пения этих стихов читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви — сугубая ектения, а также молитва об оглашенных, особенно о тех, кто готовится «ко святому просвещению», то есть к таинству Крещения, которое в древности совершалось в Великую субботу.

«Вот входит Царь славы»

Начинается вторая часть литургии Преждеосвященных Даров: сам чин Причащения. В храме звучит древнее песнопение «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». На русском языке это звучит так: «Сейчас небесные силы с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

В это время происходит торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, которое символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, — приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали. Святые Дары переносятся через амвон и царские врата.

Диакон предшествует священнику с кадилом и свечой, а священник в правой руке несет на уровне головы дискос со Святым Телом Христовым, а в левой — Святую Чашу с благословленным вином. В это время все находящиеся в храме, перекрестившись, становятся на колени и касаются головами земли; в таком положении они остаются до полного поставления Святых Даров на престоле.

Хлеб Небесный и Чаша Жизни

В практике Русской Церкви после Великого входа вторично на литургии Преждеосвященных Даров читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами. После этого царские врата закрываются, и завеса задергивается до половины. Начинается непосредственное приготовление к Святому Причащению: возглашается просительная ектения, в храме звучит молитва Господня «Отче наш». Общенародно произнося эту молитву, мы тем самым принимаем Дух Христов как собственный, Его молитву к Отцу как нашу, а Его волю, желание и жизнь как наши собственные.

После этого священник, стоя на коленях и касаясь правой рукой Святого Тела, возглашает: «Преждеосвященная Святая — святым», и все молящиеся в храме совершают земной поклон. Хор отвечает: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». Затем под пение причастного стиха: «Вкусите и видите, яко благ Господь! Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» — совершается причащение духовенства в алтаре, а затем и мирян в храме.

По его окончании священник, благословляя молящихся, произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор отвечает: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «С миром изыдем!» В завершение литургии произносится заключительная заамвонная молитва. В ней отражается связь между служением литургии Прежде­освященных Даров и постным временем. Ведь Святая Четыредесятница — это время подвигов, тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами, несомненно, будет дана всем, кто, по выражению молитвы, «добрым подвигом» подвизается. И уже недалек от нас день Святого Воскресения.

Алексей Дьяконов, преподаватель НДС, кандидат богословия

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.