С 29 июля по 8 августа 2021 года принесение мощей основателя города - святого благоверного князя Георгия Всеволодовича в Нижний Новгород


Главная > Без рубрики > Свет хохломских икон
«Моя надежда» № 1 2021 11:13, 8 апреля 2021

Свет хохломских икон

В Семенове возрожден старинный секрет золочения

В представлении большинства хохлома — это посуда, сувениры, мебель, миниатюры. В XIX веке было иначе. Наряду с промысловыми изделиями умельцы из Хохломы и Семенова писали по золоту удивительной красоты иконы. Сегодня же многие с удивлением узнают, что этот известный далеко за пределами страны народный промысел произошел… от иконописи. От той самой особенной по технологии изготовления и письма иконы, которая родилась еще в XVII веке в наших краях. Забытую после революции технологию с хохломским золотом стали возрождать 28 лет назад в мастерской предприятия «Хохломская роспись».

Организовал эту мастерскую в 1993 году Николай Коротков, а возглавила новое подразделение Марина Майорова, которая руководит им по сей день.

— Приезжавшие к нам на фабрику священнослужители обращались к директору с просьбой помогать в восстановлении убранства семеновских храмов, — вспоминает Марина Юрьевна. — Николай Васильевич поставил нам задачу помогать храмам, восстанавливать для них иконы. Первыми мы расписали потир и дискос, которые для нас выточили мастера из токарного цеха. Клейма на потире я выполнила церковно-славянской вязью.

В иконописную мастерскую к Марине Майоровой перешли шесть художников. Осваивая азы иконописи, они ездили по разным храмам и мастерским. Технике и основам иконописи поехали учиться в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к монахам Ювеналию и Мануилу, которые на первых порах поддерживали начинающих иконописцев из Семенова.

Благословение на написание икон они получили от мит­рополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). И уже в 1999 году иконописная мастерская при хохломской фабрике благодаря высокому уровню письма вошла в состав Патриарших мастерских, получив грамоту от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возрождая секреты

Икона с хохломским золочением необычна и очень красива. Марина Майорова решила: если начинать писать иконы, то надо возрождать старинную технологию золочения, которая бытовала в этих краях с XVII века.

К моменту открытия при Семеновской фабрике иконописной мастерской ее художники нашли старинные иконы с хохломской подложкой, посоветовались с искусствоведами и попытались эту технологию восстановить.

— Когда мы сделали первые иконы, то увидели, что это красивые уникальные образы, потому что технология хохломского золота — единственная в мире, — рассказывает Марина Юрьевна. — Обычно иконы пишутся по левкасу, то есть меловому грунту, а у нас фоном служит хохломское золото.

И вязь, и геометрия

Необычайно красивый орнамент еще одна особенность хохломских икон. Украшать их семеновские мастера придумали не сразу, а спустя два столетия после того, как стали применять для иконы золочение. Для пущего благолепия. Современные продолжательницы традиции тоже наносят на свои иконы орнамент, причем особый, специально разработанный к каждому образу. Где-то он перекликается со старославянской вязью, а где-то повторяет растительные или геометрические формы.

Техникой орнамента владеют все иконописцы мастерской. Элементы украшения на иконах с хохломским золотом полупрозрачные, кружевные — чтобы не бросались в глаза, не перебивали основных цветов.

Кстати о цветах. Орнамент может быть не только золотым. Иконописец может ввести цвета, если считает нужным что-то подчеркнуть в образе. Это может быть нимб святого, часть одежды, край иконы. Каждый мастер старается добавить что-то новое: хотя бы один элемент, завиток.

— На результат работы влияет и рука иконописца, и его молитва во время работы с образом, — считает Марина Юрьевна. — Ведь икона должна нести гармонию, излучать свет, начиная от взгляда святого и затем плавно переходя в цветовую палитру.

Блеск, торжество и глубина

Сравнительно недавно иконописная мастерская получила название «Светлый образ». Действительно, атмосфера здесь царит совершенно особенная из-за обилия света. Он льется не только через большие окна, но и от икон, которые стоят по всему периметру комнаты — на полочках в несколько рядов, на столах и мольбертах. Необыкновенное ощущение праздника.

Свет от хохломских икон — это их изюминка, связанная с секретной и единственной в мире технологией, с помощью которой на иконную доску в несколько слоев наносится золотистый цвет, имеющий глубину и свечение.

— Чтобы получить его, деревянную заготовку покрывают олифой, наносят специальный состав (раньше это был серебристо-оловянный порошок) и подкаливают в печи.

Источником дополнительного света на иконе может служить также лак, глянцевый или матовый, которым на последнем этапе покрывают образ. Под глянцем, уверяют мастера, хохломское золото смотрится лучше, поскольку имеет глубину, как будто уходит внутрь. Иконы с матовым лаком органичнее выглядят в храме рядом со старинными образами.

На обороте хохломской иконы можно увидеть буквы СХФ, аббревиатуру предприятия, и авторское клеймо художника, еще один признак их фирменного стиля. Чтобы в икону со временем не проникала влага, с обратной стороны она тоже обрабатывается спе­циа­льным составом. Сколько такая икона прослужит — воп­рос риторический. Нужно самому 300 лет прожить, чтобы понять.

— Мы делаем немного работ, но стараемся, чтобы каждая была создана на века, — говорит Марина Майорова.

Пока работают мастера, стоит полная тишина. Икона пишется-творится с молитвой, и каждый иконописец ответственен за духовное начало в своей работе.

Покровительнице Семенова

Недавно мастерская «Светлый образ» получила от Семеновского благочиния очень важный заказ — написать для храма в честь Всех святых икону покровительницы Семенова новомученицы Елисаветы Самосской. В годы гонений она встала на защиту храмов города от закрытия, за что и поплатилась жизнью — в 1937 году ее расстреляли.

— Для мастерской это не только честь, но и большая ответственность, — говорит руководитель мастерской.

Над образом уже два месяца работает опытный художник Ольга Шашкова. Остаются последние штрихи, иконописец наносит на поля орнамент.

На иконе изображено два храма и колокольня — храм Вознесения Господня, который был разрушен, и храм Всех святых, его святая на иконе держит в руках. При нем святая Елисавета жила в посте и молитве последние 10 лет своей жизни до мученической кончины. Именно в этом храме она была председателем церковного совета в годы гонений на веру.

— Надо было максимально точно воспроизвести облик храмов, прописать все архитектурные детали, чтобы они остались в памяти прихожан и жителей Семенова. Это долгая и скрупулезная работа. Чувствуешь себя первопроходцем, — делится автор.

Сегодня работы иконописной мастерской украшают храмы не только по всей России, но и за ее пределами. Много больших икон мастера изготовили для кельи Рождества Иоанна Предтечи на Святой горе Афон в монастыре Хиландар. Здесь же была написана икона святых мучеников Маркиана и Мартирия для Храма Христа Спасителя. В Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода хранится икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Иконы семеновских мастериц находятся также в Великом Новгороде, Ставрополе, Якутске. Предприятие активно участвует в восстановлении и убранстве храмов Семеновского городского округа и Нижегородской области. Тем не менее многие из гостей предприятия «Хохломская роспись» с удивлением узнают о существовании иконописной мастерской при фабрике.

Светлые образы, рожденные в Семенове, можно увидеть и в музеях, и в храмах, и на выставках. Икона, созданная по хохломской технологии, получила признание. Как и четыре века назад, когда с нее было положено начало широко известному промыслу.

Текст: Марина Дружкова
Фото: Сергей Лотырев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.