Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Священник Михаил Макаров: «Христианином может себя назвать лишь тот, кто исповедует Христа Богом»
14:51, 26 февраля 2015

Священник Михаил Макаров: «Христианином может себя назвать лишь тот, кто исповедует Христа Богом»

Как важно наряду с физическим здоровьем иметь и здоровье душевное! Небрежение последним может привести к очень печальным последствиям. В частности, к вовлечению в деятельность так называемых нетрадиционных религиозных сообществ, которые чаще всего называют сектами. О них мы беседуем с клириком храма Рождества Богородицы иереем Михаилом Макаровым, преподавателем курса «Духовная безопасность» Центра изучения Библии в Автозаводском районе.

— Отец Михаил, что такое секта с позиции Православной Церкви?

— В законодательстве Российской Федерации нет понятия секты. Об этом неоднократно высказывались наши многие священнослужители и специалисты в области сектологии, но юридически этот термин так и не определен. Само слово «секта» известно со времен древней Церкви. Происходит оно, скорее всего, от sequi (лат.) — идти вслед за кем-либо; secare (лат.) — срезать, отсекать, разделять. То есть группа последователей чего-либо или кого-либо, отсеченная от какого-то большего сообщества. Круг — символ полноты, целостности. Так и наша Церковь — это Полнота. Сектор — часть этого круга. Секта — часть чего-то целого, предпочтение части истины целому. С богословской точки зрения понятия секты и ереси синонимичны.

Но в нашем современном обществе благодаря, может быть, западному влиянию или по причине новых веяний за понятием «секта» скрывается несколько иной аспект. У нас подразумевают некое закрытое сообщество, причем очень часто и безрелигиозное. Специалисты-сектологи обычно призывают сегодня все же различать понятие секты и понятие ереси. Когда мы говорим о секте (мне бы не хотелось вносить негативный смысл в это слово), мы имеем в виду некое закрытое сообщество, некую закрытую группу. А ересь — это искажение вероучения. Искажение вероучения иногда может и не повлечь за собой создания закрытой группы. Это первое.

Следует отличать понятие «секта» от понятия «тоталитарная секта». Именно второе чаще всего бытует в обиходном сознании. «Тоталитарный» значит подавляющий, всеохватный. Если какое-то сообщество пытается контролировать все стороны жизни того или иного своего члена, то тогда эта секта становится тоталитарной. Возьмем, например, клуб филателистов или какую-нибудь волонтерскую организацию. Им же в голову не приходит контролировать все стороны жизни члена общества, узнавать, чем он занимается дома, что он ест, как выглядит у него квартира, с кем он находится в близких отношениях. А если сообщество начинает лезть туда, куда ему лезть не надо, тогда оно становится тоталитарной сектой.

Причем речь идет не просто о рекомендациях, а о строгих предписаниях и именно о контроле. Вот то понятие, которое наиболее распространено в сознании общества. Поэтому чтобы не было разночтения, предлагаю называть такие организации нетрадиционными, или новыми религиозными сообществами.

— Могут ли быть нетрадиционные религиозные сообщества христианскими?

— Естественно, могут. Сначала определимся, что такое традиционные религиозные сообщества. В России среди христианских конфессий традиционным является православие. Условно традиционным можно считать католичество. Католики жили преимущественно в западной части бывшей Российской империи. Условно традиционным можно считать классический протестантизм (вспомним поселения лютеран в Поволжье). Вот и все. Остальное для России — нетрадиционно. Поэтому все другие христианские группы мы будем называть нетрадиционными для России христианскими сообществами.

Для сравнения: если мы с вами переместимся в Италию, там будет ситуация несколько иная. Там традиционным будет католичество, условно традиционным — Восточная Церковь, православие. А уж если говорить об Индии, то там будут совсем иные традиции.

Второе важное замечание о нетрадиционных религиозных сообществах. Надо рассматривать не только исторический, но и культурный аспект. К нетрадиционным, или к новым, религиозным сообществам можно отнести некультурообразующие сообщества.

Мы можем говорить о православной культуре? Несомненно. Мы можем говорить о католической или классической протестантской культуре? Вне всякого сомнения. Для США можно говорить с некоторой натяжкой о баптистской культуре. Религиозные песнопения, джаз — это баптистская культура. Но можем ли мы говорить о культуре мормонов? Пока они до этого, наверное, еще не доросли. Сложилась ли культура адвентистов седьмого дня? Вряд ли. Или культура свидетелей Иеговы? Тоже вряд ли. Они еще не создали свой культурообразующий пласт. И потому являются новыми, или нетрадиционными, религиозными сообществами.

— Насколько многочисленны сегодня секты на территории нашей митрополии и насколько они активны?

— Я не думаю, что у кого-то есть точные, абсолютно верные цифры, тем более что они постоянно меняются. Хотелось бы назвать наиболее активные и наиболее крупные нетрадиционные религиозные сообщества, которые заявляют о своей христианской направленности, называют себя христианами.

Это адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, это достаточно большое число неохаризматических общин, так называемых неопятидесятнических. Их достаточно много, они между собою находятся либо во взаимодействии, либо в конфронтации.

Хочу сказать об Обществе сторожевой башни. Нам они больше известны как свидетели Иеговы, очень часто называющие себя христианским сообществом. Так вот христианским сообществом они не являются по очень простой причине.

Христианином может себя назвать лишь тот, кто исповедует Христа Богом. Они Христа Богом не исповедуют. Для них Христос есть творение, есть Сын Божий, первое высшее, самое совершенное творение Бога Иеговы. Так они говорят. Поэтому кем бы они себя ни называли, мы их христианами признать не можем. Следовательно, причислять их к группе неохристианских религиозных движений не следует.

Подготовил Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.