Сегодня на одном из самых оживленных мест Нижнего Новгорода — площади Лядова и прилегающей к ней территории — ведутся большие строительные работы. Бульдозерами расчищаются площадки, сносятся старые деревянные дома, ковш экскаватора то и дело вычерпывает на поверхность очередную порцию грунта… В проекте — сооружение подземного перехода, перенос инженерных коммуникаций. По завершении реконструкции центр города должен преобразиться, стать более удобным и более красивым для нижегородцев и гостей.
Сегодня на одном из самых оживленных мест Нижнего Новгорода — площади Лядова и прилегающей к ней территории — ведутся большие строительные работы. Бульдозерами расчищаются площадки, сносятся старые деревянные дома, ковш экскаватора то и дело вычерпывает на поверхность очередную порцию грунта… В проекте — сооружение подземного перехода, перенос инженерных коммуникаций. По завершении реконструкции центр города должен преобразиться, стать более удобным и более красивым для нижегородцев и гостей.
Но важно, чтобы будущий лоск новой площади не заслонил память о том, что на этом историческом месте прежде находилось кладбище Крестовоздвиженского монастыря, где были упокоены многие известные нижегородцы, прославившие свою малую родину в литературе, искусстве, военном деле, образовании.
Исторические источники, дошедшие до нашего времени (в частности, справочник по Крестовоздвиженскому монастырю, изданный в конце XIX века в Нижнем Новгороде), повествуют, что кладбище обители было изначально общегородским погостом.
До 1814 года монастырь назывался Зачатьевским и располагался под кремлевским холмом вблизи волжского берега. Однако из-за частых пожаров, самый сильный из которых случился в 1809 году, и по причине неудобного местоположения обитель пришлось перенести на новое место.
В начале 1812 года, как сказано в исторических источниках, настоятельница обители игумения Дорофея (Новикова) обратилась к епископу Нижегородскому Моисею и губернатору Руновскому с прошением предоставить землю недалеко от города для устройства монастыря. Архипастырь одобрил благое желание игумении и указал на место рядом с Ка зан ским общегородским кладбищем, где стояла одноименная церковь, „с тем, впрочем, условием, чтобы и по присоединении кладбища с церковью к монастырю было дозволено погребать на сем кладбище бесплатно всех жителей горо— да“,— говорится в справочнике.
20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий перенести женский монастырь I класса на новое место.
Изменился и статус Казанс
кой кладбищенской церкви. Она вместе с наличным причтом по распоряжению епископа Моисея в 1816 году была присоединена к монастырю. Вплоть до устроения соборного храма в Казанской церкви проходили все богослужения, за исключением ранних обеден, совершаемых в церкви святого Василия Блаженного.
Крестовоздвиженская обитель ревностно относилась к содержанию погоста. В 1885 году Казанское кладбище, имевшее территорию более 200 саженей по периметру (426 метров — авт.), было обнесено новой оградой из толстых половых досок, окрашенных масляной краской и вставленных в 200 каменных столбов.
На Казанском кладбище были похоронены многие знатные нижегородцы. Среди них — Прасковья Евграфовна и Дарья Леонидовна Грузинские: супруга и дочь Леона Александровича Грузинского, потомка царя Вахтанга; губернский предводитель дворянства Алексей Александрович Турчанинов с дочерьми Ольгой и Верой; писатель Павел Иванович Мельников с супругой; участник войны 1812 года, потерявший в сражении руку, генерал— майор Антон Ефимович Махотин — отец Главного начальника всех военных учебных заведений России генерал-лейтенанта Николая Антоновича Махотина. Нашел упокоение на этом погосте и известный нижегородский фотохудожник Андрей Осипович Карелин.
На Казанском кладбище захоронена и девица Ирина Александровна Гулимова, которая 10 апреля 1821 года чудесно исцелилась от тяжелой болезни, мучившей ее 17 лет. После исцеления Ирина поступила в Крестовоздвиженский монастырь, где вела праведную жизнь и получила от окружающих имя „Божий человек“. На погосте также был похоронен нижегородец Яков Стешев с супругой, на чьи средства строилась Казанская церковь.
Играли в футбол… черепами
К сожалению, в годы богоборческой власти участь монастыря и находившегося при нем погоста была незавидной. 19 августа 1935 года комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила „ликвидировать бывший Крестовоздвиженский монастырь под снос“. Но приказ выполнен не был…
Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье. А в особо атеистические хрущевские годы и вовсе был уничтожен. Стерто с лица земли и кладбище. Лишь несколько захоронений перенесли на кладбище по улице Пушкина (Бугровское).
„Ограждение кладбища разрушено, территория Западного поселка, где расположена могила Анненковых, загромождена помойками, уборными. Территория бывшего кладбища никем не охраняется. Студенты близлежащих общежитий играют в футбол черепами“— эти строки из акта комиссии управления благоустройства и коммунальных предприятий г. Горького как нельзя ярко представляют то, что происходило на бывшем погосте в 1960-е годы.
Относиться по-христиански
Нынешняя настоятельница Крестовоз— движенского монастыря монахиня Филарета (Гажу) показывает нам места современных „переустройств“ на территории, относившейся к погосту. Идет грандиозный перенос коммуникаций. „Вот посмотрите — сплошные раскопки,— говорит настоятельница.— Никто не занимается археологическими исследованиями, как это должно быть при строительстве и земляных работах на историческом месте. А ведь то тут, то там могут оказаться старые захоронения. Это же наша память. И относиться к ней нужно по-христиански».
В нижнем храме Крестовоздвиженской церкви матушка Филарета показала нам гроб с костями, которые были найдены на территории монастыря. „Это, естественно, не один человек. Смотрите: есть и взрослые черепа, и маленькие — детские. Вот кусок ткани от шинели, возможно, принадлежавшей какому-то служащему,— показывает настоятельница.— Мы все собрали и положили в один гроб. Хотелось бы, чтобы на месте бывшего погоста был установлен поклонный крест с именами усопших. Может быть, часовня, куда могли бы прийти нижегородцы помолиться за упокой души людей, чьи имена уже вписаны в историю“.
Текст Игоря Чистякова