По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) начал работу по продолжению «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» — известного труда, написанного в 1896 году священномучеником Серафимом (Чичаговым). Предлагаем читателям совершить экскурс в историю ключевого события для современной Русской Церкви. Нынешняя статья открывает серию публикаций, связанных хронологически в общую картину важнейшего для Нижегородской епархии празднования второго обретения мощей батюшки Серафима.
Явление миру мощей святого преподобного батюшки Серафима после многих лет забвения и поругания началось… с решения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода об избрании на Тамбовскую кафедру секретаря Ленинградской епархии архимандрита Евгения (Ждана). 31 мая 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась его архиерейская хиротония. Ее возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) в сослужении сонма архипастырей, среди которых был и архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов).
Волна в защиту святых останков
Вступив в управление Тамбовской епархией, владыка Евгений изучал в архиве документы о закрытии Тамбовского кафедрального Спасо-Преображенского собора и изъятии мощей святителя Питирима и по неизреченному Промыслу Божию обнаружил также документы вскрытия сотрудниками НКВД раки со святыми мощами преподобного батюшки Серафима. Поскольку до 1917 года Свято-Успенская Саровская пустынь входила в состав Тамбовской епархии, а преподобный Серафим, как говорится в его акафисте, был «тамбовския страны священным украшением…», владыка Евгений живо заинтересовался документами, содержавшими подробное описание кощунственного вскрытия, и поделился этим с викарием Ленинградской епархии, епископом Ладожским Арсением (Епифановым).
К тому времени во многих епархиях Русской Православной Церкви были поданы ходатайства в Совет по делам религий при Совете министров СССР о возвращении из тьмы музейных запасников святых мощей угодников Божиих. Так Церкви были переданы мощи святителей Феодосия Черниговского, Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, Феодосия Тотемского, святых Зосимы и Савватия Соловецких, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Симеона Верхотурского.
Мощи святого преподобного Серафима община верующих города Темникова, возглавляемая священником Успенской церкви, тоже пытались вернуть еще в далеких 1946 и 1948 годах, но в то время все было безуспешно.
Когда из Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе города Ленинграда, в 1990 году были переданы Московской Патриархии мощи Соловецких угодников Зосимы и Савватия, директор музея С. А. Кучинский официально сообщил, что в фондах музея никаких мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые со временем предполагают вернуть Церкви.
«Как громом ударило»
Открытие святых мощей батюшки Серафима Саровского, находящихся в фондах Музея истории религии, было полной неожиданностью. Никто из сотрудников об этом и не подозревал, и никаких документов на этот счет не было.
Сотрудник музея Павлов так описывает это событие: «В начале ноября 1990 г. в одном из хранилищ музея проводился отбор предметов для передачи их церкви. И вот в дальнем углу хранилища наше внимание привлек прямоугольный предмет, свыше 1,5 метра длиной, обшитый тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели, и, очевидно, поэтому до сих пор он не вызывал интереса. Однако на этот раз проверка велась особо тщательно, и один из сотрудников Е. М. Лучшев предложил вскрыть обшивку. Отпороли край ткани, и стало ясно — перед нами мощи. Через некоторое время я, в присутствии Е. М. Лучшева, провел их освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая, как известно, делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе. Руки были сложены на груди. На руках — священнические поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом вышито, на одной: «Преподобный отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас». После этого меня как громом ударило: я почувствовал, что происходит очень важное событие. Мощи мы сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок…»
О находке святых мощей сразу доложили руководству музея. Директор Кучинский, выслушав рассказ и лично убедившись в находке, позвонил Святейшему Патриарху Алексию II, который меньше полугода назад, 10 июня 1990 года, стал 15-м Предстоятелем Русской Православной Церкви. «Ваше Святейшество, — сказал он, — я хотел бы вас порадовать, но у меня очень большие сомнения, потому что никаких документальных свидетельств нет. При разборе хранилищ в одном из гобеленов был обнаружен большой сверток. Когда мы его развернули, то обнаружили там скелет человека с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: «Преподобне отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас».
По окончании телефонного разговора Святейший Патриарх спросил у находившегося в тот момент рядом с ним своего викария епископа Истринского Арсения (Епифанова): «Что же мы можем привести во свидетельство? Как нам установить подлинность мощей?» Преосвященный Арсений вспомнил рассказ Тамбовского владыки Евгения о его находке в архиве акта о вскрытии мощей преподобного Серафима и рассказал об этом Святейшему.
Святейший Патриарх незамедлительно связался с владыкой Евгением, который подробно рассказал ему о своих изысканиях в архивах. После этого Первосвятитель благословил образовать специальную комиссию по установлению подлинности обнаруженных мощей. Председателем комиссии был назначен епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений, а его помощником — викарий Московской епархии епископ Истринский Арсений.
Освященное дознание
Итак, председателю комиссии надлежало в первую очередь выявить в архиве документы о вскрытии мощей батюшки Серафима, сохраняя все в тайне, пока не будет полной уверенности в том, что мощи, найденные в Музее истории религии, подлинные. С четырех найденных документов, датированных 1920 годом, были сделаны копии, после чего комиссия во главе с епископом Евгением 25 декабря 1990 года выехала в Ленинград.
«Особое значение для работы комиссии представлял акт закрытия мощей 16 августа 1921 года, — описывает событие «Журнал Московской Патриархии», — …в нем <…> была зафиксирована последовательность действий, предпринимаемых членами комиссии 1921 года, и указывалось расположение всех частей святых останков <…> Деревянная трапециевидной формы подставка размером 161х51 см, а на ней сверток, покрытый синей плотной бумагой, — вот что представилось взору членов комиссии. После снятия бумаги стали видны покрытия из ваты и марли, под которыми были обнаружены честные останки. Едва уловимый запах благовония наполнил помещение. Подобный запах ощущался, как засвидетельствовал епископ Тамбовский Евгений, когда были вторично обретены мощи святителя Питирима Тамбовского. При дальнейшем осмотре святых мощей и соотнесении <…> с описаниями святых останков, зафиксированными в документах, комиссия установила, что покоящиеся в запасниках Казанского собора останки являются святыми мощами <…> преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского <…>. И наконец после многих десятилетий молчания перед честными мощами великого угодника Божия под благодатными сводами Казанского собора зазвучало: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобные отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».
Теперь комиссия могла доложить Святейшему Патриарху, что, согласно акту закрытия мощей в 1921 году, до наших дней сохранились практически все их части. Неопровержимыми доказательствами принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому, чудо-творцу, явились, во-первых, черный куколь с отверстием в лобной части, в котором находится череп, частицы кожи и волосы седовато-рыжеватого цвета, что полностью соответствует описаниям акта освидетельствования мощей 1903 года, во-вторых, подушечка зеленого цвета, на которой покоилась честная глава преподобного, а также медный иерейский крест с цепочкой. В области груди крестообразно сложены руки в белых шелковых варежках: на правой золотыми нитками вышитая надпись: «Преподобный отче Серафиме», а на левой: «Моли Бога о нас», что также соответствует акту 1921 года. И наконец кости предплечий полагаются в вате и поручах из золотой парчи с тремя позолоченными пуговицами в каждой. Единственная и необъяснимая утрата — исчезновение костей левой ступни и заключающей их в себе белой туфли…»
Епископ Истринский Арсений (Епифанов), ныне митрополит, вспоминал: «…мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост. Первым бросилось в глаза то, что на мощах надет медный крест на цепочке и рукавички с вышитой на них молитвой «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас». Не знаю, что испытал в этот момент владыка Евгений, но меня объял благоговейный трепет, было такое состояние, когда не знаешь, что делать дальше. Но прошло минутное оцепенение, я подготовил акты, а владыка Евгений начал осматривать святые мощи, которые мы стали сопоставлять с документами, подробно описывающими останки преподобного Серафима Саровского. Сложно передать чувство, которое я тогда испытывал: особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище. Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. После этого мы сразу поехали в епархиальное управление и позвонили Святейшему Патриарху, сообщив ему о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего с великой радостью…»
Архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.