Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Наши святые > Святой военный гений
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (201) 15:35, 15 февраля 2021

Святой военный гений

24 февраля — день рождения святого праведного Феодора Ушакова

В 2021 году исполняется 20 лет прославления легендарного флотоводца в сонме месточтимых святых Саранской епархии. В 2004-м состоялось его общецерковное прославление в лике праведных воинов. До сих пор он единственный канонизированный военный моряк. О выдающейся личности мы поговорили с автором биографических книг, ведущим научным сотрудником Института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, доктором исторических наук Владимиром Овчинниковым.

— Владимир Дмитриевич, как вы начали изучать жизнь и личность Федора Ушакова?

— Это связано с моей матерью. В конце 1970-х годов она была ответственным секретарем Рыбинского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников. Во время работы над составлением свода памятников района она обнаружила расхождение: в Военной энциклопедии было написано, что Ушаков родился в Тамбовской губернии, а в Большой советской энциклопедии — что в Ярославской. Первый биограф Ушакова Ростислав Скаловский, еще в XIX веке в своей книге назвал местом рождения Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия). Год рождения оставался неизвестен. Послали запросы в архивы, но там сведениями об этом не располагали. Нужные данные можно было найти в метрических книгах храма Богоявления-на-Острову в селе Хопылеве Рыбинского района Ярославской области, в приход которой входило сельцо Бурнаково. А в одном километре от Бурнакова, в деревне Чернышкино, родилась моя мать, ее крестили в храме, у стен которого покоятся мои предки по ее линии.

Когда я учился в Высшем военно-морском инженерном училище в Севастополе, работал там в библиотеке и ездил на крейсер «Адмирал Ушаков». В свой первый лейтенантский отпуск я отправился в архив в Рыбинске. Там нашлись Исповедальные ведомости Богоявленской церкви за 1756 год, где на второй странице было зафиксировано, что семья Ушаковых была на исповеди, тогда Федору было 10 лет. Затем в Ярославском архиве было найдено много документов по их родословной, а в архиве Ростова Великого — метрическая книга с записью рождения Федора Федоровича 13 февраля (ст. стиль) 1745 года в Бурнакове.

— В биографии адмирала есть еще «белые пятна»?

— Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. «Белые пятна» касаются позднего периода его карьеры — службы на Балтийском флоте. Нужно просто найти время, чтобы устранить их.

Интересно, что, даже работая в одних и тех же архивах, можно открыть новые факты. Архивных материалов, касающихся жизни Федора Ушакова, сохранилось достаточно много. На их основании реконструирована его биография, а также события первой и второй Русско-турецких войн.

Например, в 2019 году я защищал докторскую диссертацию о влиянии Ушакова на строительство флота и развитие воен­но-морского искусства, меня уперкнули в недостаточном использовании документов архива Военно-морского флота. Однако все необходимые документы можно найти в Архиве внешней политики Российской империи. Когда шли войны, от дипломатических представительств нашей страны поступали донесения о состоянии армии, результатах сражений, и все эти документы в архиве Внешней политики как раз и находятся.

В настоящее время выходит моя новая, дополненная материалами книга об адмирале Ушакове — его наиболее полная биография.

— Вопрос о канонизации Федора Ушакова не был однозначным. Почему, на ваш взгляд?

— Сама постановка вопроса казалась неоднозначной. В сознании людей не укладывалось, как адмирал, флотоводец может быть канонизирован. Не то чтобы против прославления Федора Ушакова кто-то категорически высказывался, но необходимо было, чтобы личность соответствовала критериям канонизации. Комиссия трижды собиралась по этому вопросу, и мне довелось общаться с теми, кто в нее входил. Тогда я, еще не понимая, что такое святость, высказывал им свои мысли о Федоре Ушакове, а отец Владислав Цыпин (церковный историк, профессор МДА, митрофорный протоиерей. — Ред.) переводил их на богословский язык. Требовалось историческое исследование, и в этом качестве была представлена моя книга 1998 года, посвященная Ушакову.

О канонизации ходатайствовала братия Санаксарской обители, правящий архиерей Саранской епархии владыка Варсонофий (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Поступали обращения от различных фондов и ведомств, поддерживающих прославление воина.

Адмирала канонизировали, конечно, не за ратные подвиги, а за праведную жизнь, чему есть подтверждения в исторических источниках. Еще до прославления, когда мы с матерью узнали, что он родился в Бурнакове, на день его памяти — 15 ноября 1992 года — заказали панихиду в рыбинском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. В этот день моя четырехлетняя дочка заболела ангиной. Нам предстояло вернуться с семьей на Север, и думали, что придется сдавать билеты. Возвращаюсь после богослужения, а у дочки ни температуры, ни других симп­томов…

Сейчас много разговоров о канонизации Александра Суворова, но есть препятствия, например, что любил награды, был азартен, не отмечено чудотворений при жизни и по молитвенному обращению после смерти и ряд других. В случае с Федором Федоровичем подобных препятствий не было. И, конечно, помощь Господа в этом деле, ведь прославляют не люди. Мы только исполняем Его волю.

— Отношение к личности Ушакова менялось на протяжении времени?

— Он был в забвении сразу после смерти и даже в конце своей службы. Связано это было с изменением политических приоритетов. Основным врагом стал Наполеон, то есть континентальный противник, все ресурсы были направлены на сухопутную армию, а флот и его адмиралы отошли на второй план. Говорили, что Ушаков попал в опалу за создание республики на Корфу и Ионических островах. На самом деле это не так. Он действовал по указанию императора и получил его одобрение, что подтверждено документами.

После отставки он стал председателем Кавалерской думы ордена Георгия Победоносца, был старшим кавалером этого ордена II степени, его приглашали во дворец. Но его духовная жизнь была такова, что он нашел лучшим удалиться в провинцию, провести последние дни в молитве, приуготовиться к жизни вечной. Он ушел тихо, много о нем не писали. Отдельные статьи появлялись в двадцатых годах XIX века, в 1856-м вышла первая биография, а в конце столетия, когда строили серию броненосцев, один из кораблей назвали именем Ушакова.

После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны вспоминать о царских генералах и адмиралах было не принято. Работы того периода носили, скорее, пропагандистский характер, вроде того, что Ушаков — «лапотный дворянин», он был за народ, против самодержавия, создал новую маневренную тактику в противоположность линейной, хотя, с точки зрения военной науки, ни линейной, ни маневренной тактики не существует. Как, в принципе, не бывает и тактики отдельного человека: адмирала Ушакова или адмирала Нельсона.

В постсоветское время стали доступны многие документы, и идеологическая составляющая из жизнеописаний ушла. Сейчас роль адмирала Ушакова в истории военно-морского флота и России в целом прояснилась.

— Личность святого флотоводца интересна современным людям, младшему поколению?

— Расскажу на примере Богоявленского храма, где адмирала Ушакова крестили. Он 1701 года постройки и является памятником федерального значения. Долгие годы церковь просто стояла и разрушалась, рискуя рухнуть. К счастью, в последние годы общественность и власти обратили на нее внимание и восстановили.

Сейчас на ярославской земле ведется работа по сохранению памяти святого праведного вои­на Феодора Ушакова, она получила отражение и в патриотическом воспитании молодежи. В Ярославле работает Детский морской центр имени Ушакова, подобное объединение есть в Рыбинске. Там действует музей адмирала Ушакова, где ведутся интересные исследования. Сотрудники музея организовали реставрацию недавно обнаруженного на острове Корфу прижизненного портрета адмирала.

— Так что же помогло Ушакову завоевать первенство на море? Можно ли говорить о воен­ном гении?

— Конечно. Говоря, что Ушаков и Суворов — военные гении, мы должны понимать, что это имеет под собой и материальную, и духовную основы. Военноначальники-гении воюют не по принципам, не по уставам, они воюют по обстановке, в соответствии со здравым смыслом, у которого тоже есть своя основа. Хорошее образование? Непременно. Опыт? Непременно. Личностные характеристики. Обязательно морально-волевые, высокие духовно-нравственные качества, быстрота в оценке обстановки и принятии решений. Новшествами Ушакова были перестроение на ходу, сокращение времени на тактическое развертывание, сосредоточение усилий на флагманских кораблях противника, создание собственной морской тактической школы.

Беседовала Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.