Листаешь объемные минеи — и удивляешься хитросплетению имен и дат. В честь кого нарекали тех, кто впоследствии пополнил собой лики праведных? За спинами многих из них стоят их прославленные Церковью предшественники. Подражать примеру тезоименитых святых призван каждый христианин. При этом точного соответствия подвигу (мученик или преподобный, блаженный или праведный), конечно, не требует от нас Христос. А начать стоит с памяти. Чтобы помнить и интересоваться не только «популярными», близкими к нам исторически именами, но и всем богатством святости, разлитом в обширном церковном календаре.
Ксении
День памяти святой блаженной Ксении Петербургской нередко вызывает вопросы: когда же именно его отмечать: 6 февраля или 6 июня? Зимняя дата более привычна и на слуху, хотя это не более как именины блаженной, названной в честь преподобной V века Ксении Миласской. Да и ту звали Евсевией, Ксенией же она назвалась сама, имея в виду, что она «странница для Господа». Ни день рождения, ни день преставления блаженной Ксении неизвестен, вот и почитали ее в связи с тезоименитой предшественницей. И лишь в год празднования тысячелетия Крещения Руси, 6 июня 1988 года, всеми любимая петербургская святая была прославлена.
Что касается обстоятельств жизни обеих подвижниц, в них прослеживается некий общий нерв: обе покинули дом в душеспасительных целях. Однако, если дочь римского сенатора сделала это, избегая брака (с весьма достойным кандидатом), то жена петербургского полковника и певчего Андрея Петрова, пораженная его смертью без покаяния, решила подвигом собственной жизни испросить для него прощение прегрешений. Потому и имя носила уже не свое, а почившего супруга.
Февронии
Русскую святую благоверную княгиню, жившую в Муроме в XII веке, знают и любят тысячи со-отечественниц, а вот тезоименитая ей преподобномученица IV века сегодня почти забыта. Между тем, память обеих Православная Церковь чтит в один день — 8 июля (25 июня по старому стилю). К тому же слава Февронии, девы Сирской (Ассирийской), пострадавшей в 304 году при императоре Диоклетиане в городе Сиваполе (современный город Нусайбин на юго-востоке Турции у сирийской границы), выходила далеко за рамки обыкновенного почитания тех, кто кровью доказывал гонителям христиан их бессилие.
Девушка воспитывалась в монастыре под началом своей тетки-игумении Вриенны и успела прославиться строгостью жития и миссионерским подвигом. Когда в город прибыл отряд карателей для истребления христиан, ей было 20 лет и она вместе с Вриенной и старицей Фомаидой из-за тяжелой болезни не присоединилась к прочим инокиням, покинувшим монастырь. Ее пространное житие, изложенное святителем Димитрием Ростовским, никого не оставит равнодушным. Так было и во время ее мученичества. Пытки были настолько бесчеловечны, что зеваки-язычники, не вынося ужасного зрелища, требовали прекратить их и уходили, проклиная Диоклетиана и его богов. Сами мучители после окончания казни не смогли вернуться к прежней жизни: двое приняли крещение и иночество, а один, впав в безумие, разбил себе голову о мраморную колонну. В 363 году мощи святой Февронии были перенесены в Константинополь.
Елисаветы
18 июля — день памяти еще одной из любимейших ныне православными христианками святых — преподобномученицы великой княгини Елисаветы Фео-доровны. Урожденная принцесса Гессенская, воспитанная в лютеранстве и получившая имя в честь католической святой Елизаветы Венгерской (Тюрингской), позже, став супругой великого князя Сергея Александровича Романова, приняла православие. Ее имя в таинстве Миропомазания осталось прежним, но уже в честь святой неразделенной Церкви — праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи. Тем не менее, до замужества в ее духовной жизни образ Елизаветы Венгерской играл большую роль. С ранней юности Элла (будущая Елизавета Федоровна) начала интересоваться ее судьбой.
Святая XIII века и, кстати, родоначальница герцогов Гессенских прославилась делами милосердия, будучи замужем за ландграфом Тюрингии Людвигом. В 1228 году она основала в Марбурге больницу для бедных, где трудилась наравне с другими: ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. В Марбурге она и умерла в возрасте всего 24 лет. Одна из троих ее детей, София Тюрингская, стала основательницей Гессенского дома.
Но не только это роднило принцессу Эллу с принцессой Елизаветой Венгерской. По некому внутреннему, духовному образцу создательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве списывала со своей предшественницы стиль ее служения. По неслучайному совпадению родилась Елизавета Венгерская тоже в июле, 7-го числа, что, с учетом старого и нового стилей календаря, почти совпадает с днем казни в Алапаевской шахте российской преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
Александры
В отличие от своей старшей сестры великой княгини и преподобномученицы Елисаветы, Алиса Гессен-Дармштадтская, будущая последняя русская императрица и царственная мученица, пострадавшая 17 июля 1918 года, переходить в православие долго не соглашалась. Лишь любовь, искренность и слезы цесаревича Николая заставили ее принять новое имя в честь святой бескровной мученицы царицы Александры, жены императора Диоклетиана. Это имя уже не в первый раз в истории Дома Романовых давалось в миропомазании невестам наследников: такое же получила и супруга императора Николая I. Выбор объяснялся именно царственным статусом святой III века, упоминаемой в житии святого великомученика Георгия. Между тем, по мнению историков, ее имя вызывает сомнения.
Жену Диоклетиана, доподлинно исповедовавшую христианство, звали Приска, впрочем, имя Александра она могла получить после крещения, как традиционно царственное. По другой версии, она была вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана. И хотя у святого Симеона Метафраста и в других византийских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана, в минее, изданной Московской патриархией в XX веке, Александра и Приска отождествляются.
Так или иначе, обе царственные Александры, разделенные 17-ю веками, стяжали мученический венец.
Макрины
На 1 августа, когда православный мир широко чтит преподобного Серафима Саровского, приходится и память святой сестры святителей Василия Великого и Григория Нисского преподобной Макрины (младшей), почившей в 380 году. Между тем, была и старшая Макрина — ее бабушка, пострадавшая во время гонений императора Максимиана Галерия. В честь нее и стали звать внучку, несмотря на указание свыше назвать девочку Феклой.
Святитель Димитрий Ростовский поясняет коллизию в этой христианской семье: «…перед самым временем рождения мать уснула и увидала во сне, что она носит на руках еще не рожденное дитя. И подошел будто бы какой-то светлый и честный муж, посмотрел ласково на дитя и три раза назвал его Феклой, давая знать, что это дитя будет подражательницей целомудренной жизни святой первомученицы Феклы и вольной мученицей без крови. Проснувшись после этого видения, Эмилия родила дитя и назвала его Феклою; но домашние и родственники захотели лучше назвать ее Макриною, по имени ее бабки с отцовской стороны, святой Макрины, которая в царствование Максимиана Галерия подверглась вместе со своим мужем гонению за Христа и семь лет скиталась в пустынях, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гонение. Итак, двойное имя было у новорожденной: Фекла по откровению, Макрина по прозванию; и не напрасно: она унаследовала богоугодную жизнь от обеих тех угодниц Божиих… Привычка называть ее Макриною настолько укрепилась среди людей, что некоторые и не знали ее первого имени, и все звали ее другим: верим, что под обоими теми именами записана на небе, в книге жизни эта невеста Христова».
Олимпиады
Арзамас, Киев и Константинополь объединяет это имя, дважды упоминаемое в августовском календаре. Всего две подвижницы, разделенные 15-ю веками, известны Церкви, и судьбы обеих, осененные покровительством знаменитых святых отцов, необычны.
Самозабвенное искреннее служение константинопольской диакониссы IV века снискало ей глубокое уважение и дружбу святителя Иоанна Златоуста. За его поддержку праведная Олимпиада Константинопольская была отправлена в изгнание, где во многих лишениях скончалась (по новому стилю 7 августа). По ее указанию тело ее было предано в ковчеге на волю волн и принято для погребения жителями местечка Врохти близ того же Константинополя.
А 6 августа по старому стилю (праздник Преображения Господня) стал днем преставления преподобной Олимпиады (1771–1828), настоятельницы Арзамасской Алексеевской обители. Она приняла кончину после долгой изнурительной болезни и тоже вдали от места своего подвижничества — в Киево-Печерской лавре, куда отправилась после бывшего ей видения: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, стоя в царских вратах, приглашали ее присоединиться к сонму Печерских святых. Матушка с большим доверием относилась к известной молитве преподобного Феодосия, в которой он испрашивал у Бога Царствия Небесного для тех, кто будет погребен на территории своей лавры, и сама мечтала об этом. Тем удивительнее то, что мечта ее сбылась, хотя на территории лавры не хоронили не только женщин, но даже саму братию. По личному благословению митрополита Киевского Евгения святая Олимпиада была похоронена возле Дальних пещер.
Текст: Лилия Шабловская
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.