Приход, монастырь, часовня, городские или сельские… Среди этих наименований особо выделяется понятие «кладбищенский храм». Их история была тесно связана с законодательством, регулирующим устройство захоронений. Но каждый ли храм, стоящий на погосте, является кладбищенским? Попробуем разобраться.
Во избежание эпидемий
История организации кладбищ восходит к эпохе Древней Руси. Погостом раньше называли поселение, где был выстроен храм и имелось место для захоронения. Позднее такую административно-территориальную единицу стали называть селом, а церкви — сельскими, с сохранением при них кладбищ.
После эпидемии чумы в Москве и центральных регионах Русского государства, в том числе и на нижегородской земле, царь Алексей Михайлович в 1657 году издал «Уложение о градском строительстве», где требовалось располагать кладбища на окраине столицы. Дальнейшие законодательные изменения по вопросу захоронений ввел император Петр Великий — он повелел погребать людей за пределами Петербурга на церковных погостах.
Долгое время «кладбищенские» реформы касались только двух главных российских городов, пока в 1770 году в центре страны не произошла очередная вспышка чумы, унесшая 50 тысяч жизней. Екатерина II кардинально изменила законодательство об устройстве кладбищ, просуществовавшее в таком виде до установления советской власти. Предписывалось, что места захоронений во всех городах империи должны располагаться на расстоянии не менее 100 саженей (213 м) от домов, пахотных земель и пастбищ. На новых кладбищах должны были строиться храмы. Тогда же и появилось понятие кладбищенской церкви.
Погосты Нижнего
В Нижнем Новгороде «кладбищенская программа» проводилась ускоренными темпами с 1773 года. Известно, что в нагорной части города было отведено два погоста, на которых со временем появились кладбищенские храмы.
Близ кремля стоял деревянный храм в честь святых мучеников Флора и Лавра. Его построили в 1621 году, но впоследствии перенесли на новое кладбище близ Крестовоздвиженского женского монастыря, где он был заново освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.
Всехсвятский храм, существовавший ранее 1621 года у Панских бугров, поблизости от Александровского сада, перенесли на новое кладбище, где в наше время располагается парк имени Кулибина. В 1782 году вместо старой была построена каменная церковь с престолом в честь апостолов Петра и Павла.
Кладбищенские храмы появились и в других городах: Арзамасе, Балахне, Княгинине. Екатерининские реформы коснулись и некоторых крупных сел, которые имели большое торговое значение, а значит были потенциальными очагами эпидемий. Количество и размеры кладбищ зависели от численности населения в той или иной местности.
Под кладбища отводились пространства подальше от водоемов, на возвышенных местах с плоским ландшафтом и умеренным скатом, где старались создать зеленую зону. Погосты огораживались, вокруг них создавались рвы во избежание подтопления захоронений весенними паводками.
«Программная» застройка
Кроме эпидемий, большой бедой для населения были частые пожары, уничтожавшие целые села. Этому способствовали и узость дорог и улиц, и тесное расположение строений.
После Отечественной войны 1812 года император Александр I посетил ряд губерний. Под впечатлением от послевоенной разрухи и в то же время стараний жителей по наведению порядка он издал законопроект «Об устройстве городов и селений», который предполагал изменения на всей территории страны. В пункте 36 говорилось, что «кладбищ среди селения не иметь, а места под оные избирать позади селений при построении новых церквей».
Кладбища в центре городов и сел упразднялись, воздвигалось большое количество кладбищенских храмов. Строительство некоторых из них ошибочно связывают с победой в Отечественной войне. По этой программе в Нижнем Новгороде, в Канавине, был воздвигнут Спасо-Преображенский кладбищенский храм, строились также кладбищенские храмы: Скорбященский — в Арзамасе, Казанский — в Лукоянове, Скорбященский — в Горбатове (1852–1858). В Большом Мурашкине, на Бору, в Бутурлине, Воскресенском, Городце, Павлове — это далеко не весь список. Не случайно в «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1888 год» 59 из 1067 храмов епархии числились кладбищенскими.
Эта программа не коснулась храмов, которые строились на окраинах. И хоть кладбища при них сохранялись, они оставались в большинстве случаев в статусе приходских.
Церкви с приходом и без
Таким образом, государственные реформы способствовали появлению новых приходов. Жизненный уклад каждой возведенноц при кладбище церкви определялся по-разному. Многое зависело от материального состояния жителей, которые должны были заботиться о своем храме.
Еще с Екатерины II дозволялось отводить под кладбищенские имеющиеся на окраине сел и деревень храмы, а погосты при них — расширять. Это было хорошим решением для малочисленных небогатых приходов. Приспосабливались под кладбищенские и бывшие храмы ранее упраздненных монастырей. У каждого храма был свой староста.
К середине XIX века ситуация стала значительно меняться: некоторые кладбищенские храмы получили статус приходских, то есть с приписанным к ним конкретным числом прихожан, с закрепленными при них клиром и причтом, тогда как остальные кладбищенские храмы тоже могли иметь свой церковный штат и причет, но оставались бесприходными. Последние приписывались к главному храму или монастырю города или села. Все богослужения в них проводились штатом храма, к которому они были приписаны.
По мере необходимости как сами кладбищенские храмы, так и места захоронений расширяли. Так, в конце XIX века в Нижнем Новгороде было образовано Бугровское кладбище, где была выстроена Успенская церковь.
Судьба многих кладбищенских храмов в советское время сложилась трагично. Не щадили ни зданий, ни могил предков. Некоторые уцелевшие и построенные вновь храмы ныне используются как обычные приходские. Там совершаются все положенные церковные богослужения и таинства.
По материалам Игоря Смирнова подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.