Недавно был обнародован кинофильм столетней давности о торжествах в Нижнем Новгороде по случаю 300‑летия кончины Козьмы Минина. Коробка с нижегородской хроникой пролежала почти 100 лет в лесу и случайно была обнаружена и передана в Государственный архив кинофотодокументов около двух лет назад. Явление общественности трех с половиной минут фильма — именно столько реставраторы отвоевали — оказалось настоящей сенсацией и еще одной нитью, связующей нас с прошлым, которое цинично сметала на своем пути октябрьская революция.
Пленка была найдена совершенно случайно недалеко от фабрики промышленных отходов в Москве в начале 2015 года. Человек, обнаруживший железную коробку с пленкой, принес ее в Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), который находится в подмосковном Красногорске.
— Когда мы открыли коробку, там буйным цветом росла плесень, сама пленка была рыжая, сильно слипшаяся, представляла собой, говоря на языке архивистов, кирпич. Ее невозможно было размотать. Мы даже сначала решили, что ничего не увидим, но за работу взялись реставраторы, — рассказывает заместитель директора киноархива Римма Моисеева.
Реставрация изображения продолжалась два года. Сначала пленку обработали от плесени, а затем взяли в руки даже хирургический скальпель, чтобы отматывать кусочки пленки и один за другим выцарапывать из нее кадры. Затем приступили к их бережной оцифровке.
— Саму пленку наши видеоинженеры очень осторожно, покадрово, сканировали, и, благодаря их неимоверным усилиям, удалось добыть три с половиной минуты фильма. К счастью, в этом восстановленном кусочке пленки оказались титры.
Архивисты выяснили, что пленка была сделана на фабрике Хонжонкова, снята оператором Владимирским, и на ней запечатлен Нижний Новгород, где проходили торжества в память о трехсотлетии со дня смерти Минина.
Пленка числилась еще в дореволюционных каталогах и тогда же была утеряна. Она демонстрировалась в 1916 году только три раза: в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
— По всей видимости, она оказалась не нужной новой советской власти и бесследно исчезла точно так же, как и многие другие важные носители информации: бумажные, фотографии и аудиозаписи того времени.
Вызвавшая сенсацию в научных кругах пленка была обнаружена и обнародована как нельзя кстати, в самый подходящий и даже символический момент.
— Скажите, что чудес не бывает, — говорит Римма Максимовна. — Пленка нашлась спустя ровно 100 лет. Это и год 400‑летия со дня смерти Козьмы Минина, и Год российского кинематографа, и год 90‑летия Российского государственного архива кинофотодокументов.
Выбросить пленку, подарившую истории сенсационные кадры, рука у архивистов не поднимется. Сохранить надолго, говорят они, тоже не получится, но отпущенный ей временем срок она пролежит в подземном хранилище за бронированной дверью в специальном несгораемом шкафу.
— Мы всегда очень трепетно относимся к первоисточникам, дорожим ими и с радостью откликаемся на их неожиданное возвращение.
У архивистов, которые собирают кино-фотовидеодокументы, часто источником комплектования становится в прямом смысле помойка.
В прошлом году, например, в год 70‑летия Победы, одна женщина принесла коробочку с фотографиями, которую нашла на помойке, когда выбрасывала мусор. Там оказались фотокарточки Германии конца апреля 1945 года — последние бои и портреты солдат.
— Я заметила: когда работаешь с документами, они обязательно случаются к какой-нибудь дате. К примеру, в том же 2015 году мы получили коробку с кинопленкой от дочери маршала Ивана Степановича Конева, — рассказывает архивист. — Она делала в своей квартире генеральную уборку, и вдруг со шкафа на нее упала коробка с кинолентой. На ней оказалась запись с ее отцом в Чехословакии. У нас такой пленки не было.
Благодаря таким событиям, как находка нижегородской хроники, архивисты получили возможность запустить уникальные кадры в научный и информационный оборот, чтобы показать миру еще одно свидетельство живой истории России.
— Следующий год — год столетия революции, — напоминает Римма Максимовна. — В стране пройдут мероприятия, посвященные событиям февраля, октября и начала Гражданской войны. А я предложила показать Россию с другой стороны: ту, которую мы потеряли. Города, людей, дома — то, что относится к ушедшему безвозвратно. Пленка с нижегородской хроникой 1916 года станет хорошей иллюстрацией потерянной России.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.