Волнистые холмы смыкаются плотной стеной. Однако при спуске по главной улице села они начинают расступаться. И вот она, словно на ладони, — каменная церковка Покрова с шатровым верхом и небольшой главкой с крестом. Такая скромная, но какая-то родная-родная. Она стоит здесь при дороге с давних времен, словно ожидая путников. Вот и мы забрели. В декабрьской лазури сияла радуга, правда, не коромыслом, соединяя края небосклона, а светящимся столпом, связавшим небо и землю. Таким необычным знамением встречало нас старинное село Грудцино.
Двери храма были распахнуты настежь, несмотря на крепкий мороз, а полукруглые окна манили уютным теплом. Отворив кованую калитку, вышла навстречу приветливая, с добрыми, как у матери, глазами, женщина. Староста храма. Справившись о дороге, она пригласила нас первым делом заглянуть в церковь, где в это время прихожане — несколько пожилых женщин — правили акафист святителю Николаю Чудотворцу. Неужто о нас молятся?
Обет на свадьбе
Было еще глубоко советское время, когда будущие воссоздатели храма Сергей и Татьяна Комаровы только обвенчались. На второй день свадьбы они забрели на развалины местной церкви.
— Она была заросшая, но мы пробрались вовнутрь, поглядели украдкой на запустение и про себя подумали: неплохо бы эту церковь восстановить, — рассказывает Татьяна. — Подумали и забыли. Вспомнили, когда у нас уже дети подрастали.
В XX веке церковь была приспособлена под нужды колхоза, который разместил там склад, потом местные стали свозить туда мусор и отходы. Татьяна и Сергей расчистили подход к церкви и объявили в Грудцине субботник: приходите, будем нашу церковь поднимать.
— Мужиков сколько пришло! — вспоминает Татьяна Владимировна. — Мы вывезли несколько тракторов мусора, а сколько поросли и деревьев повырубили…
Три знака от Пречистой
Очнулось село от духовной спячки. Сама Царица Небесная помогла.
В Покровский монастырь села Лукина Татьяна и Сергей часто ездили на богомолье, настоятельница обители матушка Варвара часто принимала молодую чету у себя. Услышав от них о начале возрождения Покровского храма, решила помочь… Так что первые иконы Грудцинской церкви, а также престол, утварь, облачения, крест на купол — оттуда, из Лукина.
Второе событие связано с Владимирским образом Божией Матери из Оранского монастыря. Шел 2004 год, и Сергею довелось встречать эту икону в Павлове, это в 10 километрах от Грудцина. В очереди к иконе встретился с главой администрации города Виктором Куренковым. Разговорились. «Не надо ли вам с часовней помочь? — поинтересовался чиновник. — У нас церковь была, стены остались…»
30 мая 2004 года в Грудцино приехал благочинный священник Валерий Медведев и отслужил первый молебен на начало доброго дела. Пошел мелкий теплый дождик. «Ну вот и дождик нас благословил», — разошлось эхом по народу. «Будем теперь субботники проводить. Не субботники, а воскресники, вместо литургии», — благословил священник.
Третье событие иначе как чудом не назовешь. На первую спустя 70 лет литургию — 13 июля 2007 года — в Грудцино приехали три священника: из Павлова, Ворсмы и Горбатова.
— Отец Владимир снимал богослужение, первых прихожан и саму церковь на пленку, — рассказывают грудцинцы. — Стали просматривать фотографии и не поверили своим глазам. На одном из снимков в окне церкви отразился лик Пречистой Девы… Сейчас эта фотография бережно хранится в папке с приходскими документами.
На народную копейку
После первого молебна каждое воскресенье возле развалин храма стал собираться народ. И женщины, и мужчины, и старики, и дети — все потянулись к церкви, как за глотком чистой воды. Трудились по нескольку часов кряду. А усталости словно не бывало.
Спустя год грудцинцы собрались на молитву в храме. Временная крыша, окна затянуты пленкой, дым от печки-буржуйки, — а храм набит до отказа. В таких условиях богослужения проходили первые пять лет, пока в 2012 году к церкви не подвели газ.
Многим, однако, поначалу казалось, что своими силами храм не поднять. Как с бедного сельского народа набрать такую сумму? Первые доброхоты, которые составили ядро будущего прихода, пошли собирать копейку по домам. Сейчас многим из них за 80, и даже до храма трудно дойти. Но скольким людям они проторили своими трудами дорожку в храм?
Своим умом
Грудцинская церковь от первого до последнего гвоздя выполнена руками сельчан. Они и сами от себя такого не ожидали. Нашлись в селе настоящие кулибины-самоучки. Церковному зодчеству и искусству нигде не обучались, но сами вырезали для своей церкви иконостас, написали иконы и даже купол смастерили.
— Петр Куклев сделал каркас купола, а Анатолий Куклев покрыл его железом. Всю зиму у себя в гараже трудился, — вспоминает Татьяна Владимировна.
Многое легло тогда на плечи женщин. Сами шпаклевали, штукатурили, белили, пол и фундамент под колокольню заливали цементом.
— Мы заказали две машины с бетоном под фундамент, — рассказывают прихожане. — Все переживали, вдруг не хватит, может, в расчетах ошиблись? Стоим с лопатами, не дышим, смотрим, как яма бетоном заполняется. И, представьте, хватило, точка в точку.
Негасимая лампада
Не стоит село без праведника, а храм без святынь. Понемногу в церковь стали возвращаться иконы. Некоторые святыни сберегли в лютую годину местные жители, другие пришли из монастырей. Появились и новые образы. Прихожане складывались целыми улицами. А «Неупиваемая Чаша» и вовсе была написана на деньги бездомного Женьки.
— Женя выпивал и бродяжничал, — вспоминает, смахивая слезу, староста. — Он у нас при храме печку топил. Однажды нанялся помощником пастуха, заработал первые деньги, протянул их мне со словами: «Купи икону «Неупиваемая Чаша». В скором времени Женя заболел и умер. А икона стоит в храме, и каждый четверг перед ней сейчас служатся молебны.
— У нас нет ни спонсоров, ни попечителей. Свой храм мы целиком восстанавливаем на свои средства, — говорят прихожане. — Даже в архивной справке про наш храм написано, что после пожара в 1850 году он отстраивался в камне на средства прихожан.
Первая волна духовного подъема в селе, однако, вскоре улеглась и сменилась затишьем. Не было регулярной службы, постоянного священника, да и жители села стали как-то лениво и лишь изредка заглядывать в церковь…
Однако староста и ее верные помощники духа не угашали, собирались в храме на молебны, акафисты, а по воскресным дням читали обедницы. Полгода назад в храме появился постоянный священник, а с декабря его назначили сюда настоятелем. Загудела, забурлила на приходе жизнь, захлопотали воспрявшие духом женщины. Много еще работы у грудцинцев впереди, но, главное, первый камень в фундаменте их веры заложен.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.