По мере развития Христовой проповеди и приближения к главному спасительному делу Господа Иисуса Христа — искупительной Крестной Жертве — одним из важнейших мотивов Его поучений становятся духовные обличения фарисеев и саддукеев и указания на необходимость искреннего, а не показного религиозного чувства. Именно неприятие Спасителя этой частью иудейского общества станет причиной Его предательства и смерти.
15 глава Евангелия от Матфея повествует о том, как ко Христу в Галилею приходят книжники и фарисеи из Иерусалима, чтобы понаблюдать за Ним, послушать Его проповедь и найти в Его делах и словах достойное осуждения. Столичных фарисеев и книжников святитель Иоанн Златоуст считает более надменными и исполненными ненависти ко Христу, чем их собратья из провинции. Увидев, что ученики Спасителя едят хлеб, не умыв перед этим рук, они осуждают их за нарушение предания старцев (Мф 15:2). Речь идет не о гигиенической норме, а о ритуальном омовении, которое считалось необходимым для каждого иудея, стремящегося во всем следовать Закону.
Лицемерный дар Богу
На их вопрос Господь отвечает вопросом: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф 15:3–6).
Под преданием старцев имеются в виду постановления и обычаи, не записанные в Законе Моисеевом, но происходившие, по учению раввинов, от Моисея по преданию. Это называлось устной Торой. Иудеи верили, что Моисей на Синае получил два Закона: один записан в его книгах, а другой, не записанный, переходил из уст в уста и позднее был зафиксирован в Талмуде. Так, в части Талмуда «Мишна» целый трактат посвящен омовениям. Там говорится, сколько должно быть воды, сколько раз ополаскивать сосуды и т. д.
По учению фарисеев, достаточно было в уме посвятить Богу часть своего имущества, сказав «дар Богу», и его уже нельзя было передавать кому-либо в собственность. Соответственно, тот, кто желал избавиться от обязанности помогать родителям и не хотел расстаться со своим имуществом, мог сказать: «дар Богу» — и волшебным образом освободить себя от нежелательной траты. Заповедь Божия лукаво нарушалась человеческим установлением. «Фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать отцов, — обобщает Иоанн Златоуст. — Отсюда происходило двоякое зло: и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога под предлогом обязанности к родителям».
В душе фарисеи и не думали жертвовать Богу или на храм, они лукавили и учили детей своему лукавству — как обойти заповедь Божию и успокоить свою совесть. Так поступали они и с заимодавцами. Должник говорил заимодавцу: то, чем я тебе должен, есть корван, то есть дар, посвященный Богу. И заимодавец уже не смел требовать долга.
«Лицемеры! — говорит далее Господь. — Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф 15:7–8). Он приводит слова пророка Исаии, созвучные Христовой проповеди: внешнее почитание Бога ничто, когда сердце далеко от Него.
Ненасытное удостоверение
Господь предостерегал Своих учеников от учения и гордыни фарисеев и саддукеев, которые как порочная закваска могли заражать и других людей, лишая их возможности чистыми очами веры созерцать дела Божии. Обличение фарисеев, просивших знамения с неба, и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской содержится в 16‑й главе Евангелия от Матфея.
Богословские и политические разногласия между фарисеями и саддукеями не мешали им совместно выступать против Христа. Они намерены были вступить с Ним в спор и, «искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф 16:1). При этом делали вид, что желают уверовать в Него и знамение с неба станет для них убедительным тому свидетельством. По этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Прошение знамения с неба было не столько прошением чуда, сколько насмешкою над чудесами Богочеловека и выражением невежественного, превратного понятия о чудесах».
«Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф 16:2–3). Действительно, иудеи умели предсказывать погоду по приметам, но не желали видеть приметы времен. Поэтому, по словам святителя Иустина Поповича, «Господь, зная, что в их душах, со скорбью называет их лицемерами, ибо они думают одно, а говорят другое».
«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, — заключает Христос. — И, оставив их, отошел» (Мф 16:4). «Знамением Ионы пророка, по объяснению Самого Спасителя (Мф 12:40), означались знамения, сопровождавшие смерть и воскресение Его. Тогда дано было Божие знамение с неба!» — поясняет святитель Игнатий Брянчанинов.
«Ты же заметь, — добавляет Иоанн Златоуст, — как ожесточено сердце иудеев. Слыша, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка, они не расспрашивают Его, хотя, зная пророка и все с ним случившееся и вновь слыша об этом от Христа, они должны были спросить и узнать, что значило сказанное? Но я сказал, что они просят знамения не с желанием научиться. Вот почему и Христос, оставив их, отошел».
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.