Пятый год при воскресной школе церкви Святой Живоначальной Троицы в Копосове работает детская изостудия «Лучик». Ее воспитанники плодотворно пишут, участвуют в конкурсах, организуют собственные выставки. Все как у настоящих художников. Их вдохновляет любимый учитель Алексей Павлов, который не мыслит себя без детей и живописи; любимый храм, в котором они крестились и делают свои первые шаги в духовной жизни. И, конечно, уникальная история и живописная красота здешних мест, к которым юные художники подбирают и примеряют все новые и новые художественные образы.
В изостудии «Лучик» атмосфера творческая и радостная. Занимаются здесь и старшие ребятишки, и совсем малыши. Сидят за партами, за мольбертами. Каждый выбирает свою тему, технику, материал, решает, рисовать мелками или красками, гуашью, акрилом или маслом. Вдоль стен — пейзажи, натюрморты, сюжетные картины. В опрятных рамках и еще не оконченные. Кажется, сами стены впитали в себя запах краски и вздохи творческих усилий.
Наше знакомство с изостудией началось в доме причта, расположенном на территории Троицкого прихода. Сейчас там проходит выставка рисунков «Лучиков». Постоянные экспонаты — работы «Свято место» и «После дождя» кисти Алексея Павлова. На них — преподобный Сергий Радонежский в Лихареве (Копосове), лихаревские озера и окружающие их дубравы. Через эти рощи в XIV веке проходил святой Сергий в Нижний Новгород, а спустя три столетия — нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским на Москву.
— «Свято место» я писал пять месяцев, — рассказывает автор. — Хотелось учесть пожелания настоятеля и прихожан.
На картинах учеников — те же узнаваемые места: дубрава, Троицкая церковь — деревянная и каменная, странник, идущий с посохом по тропинке леса. Все здесь привязано к месту. Это уже третья экспозиция работ судии в текущем году. А сколько было всего, Алексей Михайлович сказать затрудняется.
В дубравы
История Троицкого прихода овеяна личностью преподобного Сергия. Даже в советские времена, еще в детские годы, это необычное место, сам храм, хотя и потерявший после перестроек свою красоту, и живописные дубравы притягивали будущего художника.
— Я с пяти лет здесь бывал, — рассказывает Алексей Михайлович. — Бабушка жила в трех домах от Троицкой церкви. Она брала меня за руку и вела за грибами-ягодами в эти дубравы. По пути от храма, вглубь в сторону Волги, идет сначала Первая дубрава, потом Вторая, а посредине, между ними, озеро Свирячево (сейчас оно называется Дубравное, или Среднее озеро). Мы ходили туда на рыбалку и купаться. Дальше расположено Крестовое озеро. Это было спокойное, счастливое время. За дубравами, ближе к Волге, начинаются заливные луга. Там обитают краснокнижные птицы: варакушка, ушастая сова, кулик. Тропинки по роще проторенные, но стоит сделать шаг в сторону — берендеев лес. До сих пор собираем здесь грибы-ягоды.
Любовь с детства
Любовь к живописи у Алексея Павлова с детства. Учился у отца, который прекрасно рисовал. Затем у сормовского художника Русина в изостудии Дворца пионеров. А потом — армия, служба на флоте, работа. Но кисть Алексей Михайлович не оставлял. Рисовал всегда.
Сейчас появилась возможность посвящать любимому занятию больше времени. Ходить на пленэры. Изображать любимый с детства копосовский храм, который после возрождения снова стал прекрасным. И как только при храме открылась воскресная школа, стал заниматься с детьми рисованием.
— Трудно ли было свободному художнику переключиться на детей? — интересуюсь у мастера. — Одно дело — писать, общаясь с природой, совсем другое — воспитывать молодые таланты.
— У меня двое сыновей, пять племянников, двоюродные внуки. Племянник Илья называл меня лучшей в мире няней. Когда дети рисуют и у них что-то получается, глазки горят. Пробирает до слез. Я без них уже не могу. Дети сами захотели рисовать. Сначала это был просто кружок, а потом мы решили назваться изостудией. Детишки сразу как-то подтянулись, стали серьезнее относиться к своим занятиям.
От эскиза до живой картины
На уроке занимаются от трех до десяти человек. Единой темы на всех не назначается. Каждый ребенок сам выбирает, что ему по душе. Сначала ученики делают эскиз: определяют положение линии горизонта, составляют композицию, наносят карандашом элементы пейзажа.
— Я подсказываю, как поделить пространство листа на планы. Затем мы обсуждаем с ребенком цветовой строй и набираем, смешивая цвета, на палитру нужные краски, — объясняет художник. — Я могу помочь в проработке деталей, в передаче фактуры и материальности цветом и тоном, показать, как усилить контрасты или ослабить их на дальнем плане. Как оживить предметы и объекты, наделить их эмоциями.
Основные темы и мотивы живописных работ — храмы, церковные праздники, евангельские сюжеты, русская, евангельская по духу, природа. Много работ посвящено церкви Святой Живоначальной Троицы в Копосове и пребыванию преподобного на нижегородской земле. Одни художники представляют, как храм выглядел в прошлом, когда был деревянным, другие изображают его в камне. Вписывают в пейзаж или выдвигают на первый план его изящную архитектуру. Вот сказочная, древняя заброшенная часовня Марины Старостиной, а это нежная акварельная церковь Святой Троицы Кирилла Антипова.
Во время занятий мастер много рассказывает детям об истории прихода, о событиях, которые в течение столетий неразрывно с ним связаны. И, конечно, об основании церкви в Лихареве в далеком 1365 году и ее возрождении — уже в Копосове — в 2012 году, в котором сам Алексей Павлов принимал активное участие.
Занятие изобразительным творчеством, считает мастер, развивает чувства ребенка, учит подмечать красоту в окружающем мире и нежно любить ее. Летом Алексей Михайлович ходит с ребятишками на пленэры, занимаются на отрытом воздухе. Во время работы над пейзажем ребенка легче направить к добру, воспитать любовь к родине, к ее природе, пробудить благодарность Творцу.
— У нас прекрасные ребята. С ними в будущее шагнуть не стыдно, — уверен руководитель изостудии.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.