7 ноября Третий комитет Генассамблеи ООН принял российский проект резолюции о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В проекте выражена обеспокоенность по поводу героизации нацистского движения и участившихся случаев осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против фашистов в годы Второй мировой войны. О попытках переписать историю войны, которая в нашем народе зовется Великой Отечественной, шла речь на круг лом столе, состоявшемся на Нижегородской ярмарке в рамках Международного славянского форума.
Олег Платонов,
главный редактор газеты «Русский вестник»:
— Некоторые материалы, касающиеся истории войны, часто представлены в обществе неполно и однобоко. Например, тема потерь славянских народов. Когда мы готовили «Энциклопедию русской цивилизации», привлекли ученых и подняли документы, относящиеся к так называемому плану «Ост». Название известно, но подробности почему-то не конкретизируются, не озвучиваются. А ведь это был план уничтожения значительной части славянских народов, превращения другой ее части в рабов и выселения за Урал оставшихся. Фактически запланированный геноцид. Реальные цифры потерь в результате попыток реализации плана «Ост» известны: СССР потерял около 30 миллионов человек, Польша — шесть, Сербия — два. Есть цифры и по другим странам. Всего 40 миллионов погибших славян. На мой взгляд, нужно создать во всех славянских странах музеи геноцида славян и обозначить день памяти его жертв. Например, 22 июня.
Наталья Витренко,
лидер Прогрессивной социалистической партии Украины:
— Корни нацизма мы находим на Украине. Еще в XIX веке там искусственно создавались украинские язык и нация. В 1894 году власти Австро-Венгрии (Западная Украина тогда входила в ее состав) создают во Львовском университете кафедру, перед которой cтавят задачу — создать книжный украинский язык (как наречие-то он существовал) и сплотить вокруг себя интеллигенцию, чтобы бороться за независимую Украину. Целью австрийцев было идеологическое противостояние России в борьбе за умы славян Восточной Европы. В 1899 году появляются украинофильская партия, соответствующие газеты. Там начинает работать некий Дмитрий Донцов. Потом он издает книгу «Национализм», в которой закладывает основы нацизма. Позже эта идеология была положена в основу организации украинских националистов, которая возникла в Вене в 1929 году из украинских эмигрантов. ОУН начинает сотрудничать с нацистами Германии. Потом пришел 1933 год, Гитлер у власти. Появляются лагеря, где готовят диверсантов из украинских националистов. Во Второй мировой они выступают на стороне фашистской Германии. Бандера, Шухевич и другие распространяли мнение, что Гитлер даст возможность Украине создать независимое от России государство. Но в его планы это не входило. Существовал план «Ост».
Сейчас на Украине переформатируют сознание людей. Но пуповина, которая связывает украинский народ с русским миром и православной верой, не исчезла. По результатам соцопросов, проводимых Институтом социологии академии наук Украины (они ведут мониторинг с 1992 года), треть населения родным языком называет русский. И это при таком колоссальном давлении! А как трепетно сейчас относятся к канонической Церкви!
Марк Князев,
магистрант ННГУ им. Н. И. Лобачевского:
— Великая Отечественная война — одна из доминант исторической памяти и одна из основ для построения национальной идентичности. И очень важно, что говорят о ней школьные учебники. В 2013 году был принят историко-культурный стандарт, изменивший систему преподавания истории. Суть в том, что концентрическая система преподавания была заменена линейной. Раньше история преподавалась с 5-го по 9-й класс с древнейших времен до конца XX века, в 10‑х и 11‑х классах был повтор. Теперь историю будут проходить без повторов. Окончательный переход на эту систему произойдет в 2020–2021 годах. История Великой Отечественной перенесена на 10-й класс. В 2020 году ученики столкнутся с новыми учебниками. Что они из себя представляют? Мы взяли для анализа пять книг как популярных старых авторов, так и новых изданий. Освещению истории ВОВ относительно ко всему XX веку уделено самое большее — 16 процентов, cамое меньшее — 7–8. Вопрос о роли Сталина в разных учебниках является дискуссионным. Одни говорят о вине Сталина за внезапность начала войны для СССР, другие уверяют, что Сталин сделал все возможное для предотвращения военного конфликта.
У нас нет единой концепции, единой линии преподавания истории. В новых учебниках все отдается на откуп учителям, на самостоятельное прочтение какой-то литературы. К примеру, учебник Горинова, Морукова под редакцией академика Торкунова. Те же авторы написали брошюру «Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Дискуссионные вопросы» — пособие для учителей общеобразовательных организаций. Учебник и брошюра по содержанию не соответствуют друг другу, взгляды на одни и те же дискуссионные вопросы разные! И непонятно, как действовать учителю.
Олег Грачев,
академик Международной славянской академии наук,
образования, искусств и культуры:
— На Украине учебники по истории тоже удивляют. Нам, родившимся после войны, бегавшим по развалинам Брестской крепости (сам я уроженец Бреста), такое не могло даже присниться. Например, сказано, что в борьбе с фашистскими захватчиками принимали участие «группы вооруженных людей», партизаны, упоминаются украинская повстанческая армия, Украинские фронты (на Западе это теперь трактуется в этническом плане). Слов «Красная армия», «армия Советского Союза» в учебниках нет.
Роман Стронгин, президент
Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского:
— В Великую Отечественную для победы многое сделал не только фронт, но и тыл. У нас в городе был машиностроительный завод, выпускавший артиллерийские системы. В войну он стал одним из крупнейших производств страны по массовому выпуску дивизионных и танковых пушек среднего калибра. Более 100 тысяч пушек было направлено фронту. Примерно столько сделали Германия, Чехословакия и Франция для Гитлера. А мы выпускали орудия еще и на других заводах, и первыми в мире поставили пушки на конвейер. Это был подвиг всего народа. И мы черпаем в этом силы. А сейчас этот источник у нас пытаются отнять. До недавнего времени — и с помощью школьных учебников, изданных на деньги Сороса (Фонд Открытое общество (Open Society Foundations), более известный как фонд Сороса, его деятельность признана нежелательной на территории РФ. — Ред.). Теперь эти учебники изымают.
Сергей Бабурин, президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры:
— Необходимо усилить борьбу за правду истории. Но я бы не сводил фальсификацию только к искажениям фактов. Не меньшая проблема — умолчание. В середине 1990‑х годов у меня был деловой завтрак с господином Соросом. Я подготовился, посмотрел учебники истории, которые были изданы на его деньги, и задал вопрос: «Почему у вас в учебниках российской истории по XX веку, в разделе, посвященном Великой Отечественной войне, вообще не упомянут маршал Жуков, но две страницы посвящены подвигу генерала Власова в борьбе против сталинизма?» «Я же не пишу учебники, — ответил он, — пишут ваши авторы, утверждает ваше министерство». Все так. Другое дело, что на другие бы он денег не дал.
А если говорить о неудачах начального периода войны, то объяснять их теми же штампами, что при Хрущеве, сегодня нельзя. 1941 год — это еще и сшибка двух сознаний. Того, что было продолжением Белого движения внутри нашего общества, и «красной» идеологии. Солдаты литовских, латышских, эстонских воинских подразделений и другие, недовольные властью большевиков, переходили на сторону Гитлера. Но Сталин быстро осознал, что, опираясь на революционную фразеологию, победить невозможно. И он обратился к русскому национальному самосознанию, к «братьям и сестрам» (вспомним его выступление в 1941 году), к Невскому, Кутузову, Ушакову, Суворову (о них стали срочно сниматься фильмы, началась активная популяризация этих имен), изменил отношение к Церкви. Ведь первых немецких пленных спрашивали: «А где Белая армия, она следом идет?» Настолько были уверены, что она идет. Когда Сталин понял, что войну надо переводить в формат Отечественной, начался перелом. И в головах людей, и на фронте.
Сергей Костян, председатель Белорусского славянского комитета:
— История извращается с помощью поддельных архивных документов. В 2016 году некий молодой немецкий историк приехал в Брест с книгой, которую он издал в Германии, как он утверждал, на основе архивов гитлеровцев. Думаете, какую сенсацию он привез, чтобы завоевать умы ученых и студентов в Белоруссии? По его словам, генерал Карбышев добровольно сдался в плен и спокойно фотографировался рядом с фашистами. В общем-то никакой он не герой! И некоторые наши ученые-историки этому поверили. А потом этот человек приехал в Минск, в Музей военной истории, и там тоже состоялся разговор с общественностью. Но здесь ученые дали настоящий научный бой и выиграли его. Нам и сейчас надо защищать Родину, даже вот таким образом.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.