В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялась традиционная итоговая конференция для педагогов — участников конкурса «Серафимовский учитель». Не только торжественная церемония награждения, но и секционные заседания, на которых педагоги рассказывают о своих методических разработках, вызывают живейший интерес, тем более что опыт каждого выступающего уникален. Те, кто имеет солидный профессиональный стаж и чьи успехи уже получили признание, попадают в особую категорию — «наставник». Победители в этой номинации рассказали о своем профессиональном пути, воцерковлении, о том, кого они считают своими учителями, и многом другом.
Виктория Гусакова, преподаватель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, обладательница звания «Серафимовский учитель-наставник»:
— К вере я пришла в детском возрасте, сознательно. Мне было десять лет, когда бабушка рассказала мне о Христе и показала Евангелие, лежавшее у нас много лет. Это было еще дореволюционное издание, которое прадедушки уберегли в годы лихолетья. Бабушка сказала мне начинать читать с Евангелия от Луки. И я захотела креститься. Меня крестили в Одессе, в храме Илии Пророка, потому что дедушка был военным и тогда служил в этих местах. До сих пор хорошо помню этот момент, ставший определяющим в дальнейшей жизни.
Заканчивала я Академию художеств, и даже не думала о преподавании, а хотела стать художником или искусствоведом. Однажды во время учебы в аспирантуре к нам в мастерскую пришел полковник Евгений Ермолов, мечтавший возродить храм при военном училище. Я занималась темой религиозной живописи, и мой преподаватель рекомендовал меня в качестве молодого специалиста, который может дать консультацию и помочь в работе с архивными документами. Евгений Михайлович предложил мне также вести уроки по мировой художественной культуре для его воспитанников — кадет. Тогда я еще не представляла себе, что от детей нельзя уйти. В какой-то момент я поняла, что искусство и педагогика близки.
Прочитанные мною книги, знакомство с новыми историческими фактами и эпохами — все это находило отклик у моих учеников. Более 20 лет я работаю с детьми, а теперь еще и с учителями, и для меня это большая радость, потому что я могу, с одной стороны, поделиться своим опытом, с другой, почерпнуть что-то у них. Много интересных встреч состоялось у меня с коллегами, и вот однажды один из них сказал, что учительство — это апостольство и задача учителя — нести слово Божие. Эти слова врезались в память. Неважно, какой предмет ты ведешь, — ты должен стараться по возможности просвещать детей, давать им понятие о христианских истинах. Учить — самый прекрасный труд, потому что связан с преображением человека. А если ученик не меняется, значит и цель учителя не достигнута, значит он допустил много ошибок.
Думаю, если конкурс или любое другое мероприятие посвящено святому, названо его именем, оно приобретает особое значение и дает возможность стать ближе к этому святому. Для меня участие в конкурсе «Серафимовский учитель» — это встреча с преподобным батюшкой Серафимом. И я благодарна, что такая встреча произошла.
Ученики, особенно в светской школе, сначала не понимают, что их учитель является православным верующим, — мы это и не афишируем, поскольку это прежде всего глубоко личный духовный опыт. Мне часто задают вопрос в начале первой четверти: «Вы сами верите в то, что вы говорите?» Я отвечаю: «Да, я никогда не говорю того, во что я не верю». И ученики начинают проникаться. У меня сложилось впечатление, что они со временем начинают воспринимать православного учителя как человека, который сторонится зла, а потому на тебе дополнительная ответственность: ты должен стараться меньше грешить или идти по пути исправления греха.
Татьяна Калинина, директор гимназии №2 Нижнего Новгорода, обладатель звания «Серафимовский наставник»:
— Мощным толчком к участию в конкурсе послужило открытие на базе нашей школы ресурсного центра духовно-нравственного воспитания. Я стараюсь мотивировать педагогов подавать заявки. Кто-то из наших учителей становился лауреатом, кто-то — обладателем поощрительной премии, и это важно не только для конкретного человека, но и для всего коллектива в целом, потому что конкурс дает возможность продемонстрировать накопленный опыт.
Моя задача как руководителя ресурсного центра — мотивировать на участие также педагогов других школ, и уже второй год школа №121 демонстрирует активное участие. Я рада, что после посещения нашего центра у директоров возникает желание открыть в своем образовательном учреждении площадку по духовно-нравственному воспитанию, подобную нашей. В этом году такой кабинет открывается в 121‑й школе.
Когда я слышу слово «наставник», перед глазами встает фигура вполне конкретного человека, научившего меня работать, — Сергея Захаровича Павлова. Педагог истории и обществознания, он работал не только в российских, но и в школах зарубежных стран. Мои первые уроки были похожи на его уроки, а собственные наработки появились уже потом, со временем. На его опыт я ориентировалась и когда была заместителем по воспитательной работе, и когда стала директором.
К вере я пришла 20 лет назад, и считаю, что это не так уж давно. Пришла через личную беду, но уверена, что к вере нужно приходить в радости. Запомнились слова одной из моих коллег: «Я иду в храм не просить, а благодарить».
Для меня быть хорошим учителем — значит быть не просто предметником, но и наставником — и для воспитанников, и для коллег, и для родителей: нынешние мамы и папы — мои бывшие ученики. При этом важно всегда помнить главное правило: «Не навреди» — с большой осторожностью давать любые советы, касающиеся детей. Например, если ребенок совершил проступок, ответственность прежде всего лежит на нас, взрослых, значит мы его где-то не научили, не рассказали, как надо, а может быть, и недолюбили. Для многих родителей понятие «любовь» выражается прежде всего в материальных благах: поощрить за хорошую учебу, взять в поездку и так далее. А сколько минут мы можем сидеть за чашкой чая и разговаривать со своим ребенком? Не только спрашивая его, как дела, а может быть, и что-то рассказывая о себе…
Валерий Малинин, директор нижегородской школы №187 с углубленным изучением отдельных предметов, обладатель звания «Серафимовский наставник»:
— Наша школа трижды была лауреатом президентского гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование», трижды лауреатом губернаторского гранта, лауреатом гранта главы Нижнего Новгорода. Любой конкурс важен для учителей, а если он грантовый, то это еще и материальная поддержка. Что касается «Серафимовского учителя», это прекрасная возможность поощрить педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием, собраться педагогам вместе, пообщаться в таком необыкновенном месте, как Дивеевская обитель.
Вот уже 16 лет я руковожу «Школой наставничества» на базе нашей школы. Мы создали ее специально для наших молодых учителей. Сейчас в нашей школе 26 молодых специалистов — наши выпускники, и для них я являюсь наставником. У половины из них я вел уроки, а сейчас провожу семинары, читаю лекции, у нас даже сложился Клуб молодого учителя. За полугодие молодым специалистам нужно обязательно посетить семь-восемь уроков опытных педагогов.
Когда мне задают вопрос, а какой должна быть современная школа, я говорю: «Школой радости». Ребенку должно быть не только интересно, но и радостно в школе, а все остальное приложится.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.