Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Училище с семейным интерьером
16:40, 25 ноября 2014

Училище с семейным интерьером

Возрожденному Нижегородскому православному женскому духовному училищу (НПЖДУ) в нынешнем году исполняется 20 лет. Много это или мало? Наверное, все зависит от того, чем были наполнены эти годы для единой семьи воспитанниц и преподавателей. Действительно, здесь чувствуется семья. Это и уютная комната отдыха с коврами и фортепиано, которое редко молчит и согревает душу красивыми мелодиями, исполняющимися ученицами. Это и совершенно не казенное отношение к воспитанницам со стороны директора и педагогов. И интересная учеба, воспитание в духе православных традиций… Давайте приоткроем дверь удивительного учебного заведения и вместе с его директором Ольгой Тюховой пройдемся по двум десятилетиям НПЖДУ.

«Мы с тобой пиво-то сварим»

— Давайте отправимся в тот год, когда вы впервые переступили порог НПЖДУ. Как это было?

— Я писала кандидатскую диссертацию, училась в аспирантуре Московского социального университета. Темой диссертации было девиантное поведение несовершеннолетних. Шел 1996 год. Я работала директором центра реабилитации — это было опорно-экспериментальное учреждение, работа с трудными подростками. Как директор я делилась своим опытом на всевозможных педагогических и научных конференциях. На каком-то очередном мероприятии меня «подсмотрел» митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. И… мне позвонили и пригласили на прием к владыке. Для меня это было так неожиданно!

Это был разговор с очень интересным собеседником — я знала, что у него за плечами непростой и долгий жизненный путь, что он фронтовик, получил тяжелое ранение на войне… И у меня не было ощущения, что передо мной человек столь высокого ранга — общаться с ним было необычайно легко и свободно. Разговаривали о моей жизни, работе. И когда я уходила от митрополита, он сказал мне: «Мы с тобой пиво-то сварим». Подумала тогда с недоумением: какое пиво? И слова эти проговорила вслух в приемной владыки. А сотрудники, услышав знакомую им присказку, ободрили меня: молиться, значит, он за вас будет. И все равно в некоторой растерянности тогда я была: ведь цели визита к такому высокопоставленному лицу мы не обсуждали.

Через неделю из приемной владыки Николая снова поступил звонок с приглашением прийти к нему еще раз «на чай». На второй встрече митрополит рассказал мне о женском духовном училище в Нижнем Новгороде, которое существовало с 1994 года и о том, что в училище каждый год менялось руководство. У владыки очень болела душа за это учебное заведение. И на предложение возглавить его поначалу я стала твердо отказываться. Железных доводов было немало: нужно знать и понимать, чем и кем ты руководишь. А относительно своей воцерковленности призналась, что нахожусь на самой начальной стадии.

Митрополит Николай успокоил меня: «Ничего страшного, в училище хороший духовник отец Вячеслав Сеничев, он будет с тобой рядом». Каждый мой аргумент «против» был перекрыт его «за». И еще я запомнила слова владыки Николая: «Мне нужны не твои знания, а твое сердце». Согласилась тогда на новую работу на уровне «давайте попробуем». Был август 1998 года. Всего месяц до нового учебного года.

Вкус самодельных макарон

— Смотрю на нынешний лоск и убранство училища, его оснащенность всем, что необходимо для учебного процесса и для отдыха воспитанниц, включая по-домашнему уютные помещения общежития, и думаю: вам есть, наверное, с чем все это сравнить, оглядываясь назад.

— Первоначально училище состояло из единственного здания, девочки жили в предельно скромных условиях, с разбитыми шкафами, с разбитыми кроватями, мебель была просто безобразная. Питались тогда воспитанницы в студенческой столовой строительного института, питание было плохим. Не наедаясь, они покупали булки, намазывали их вареньем и запивали чаем. Перебивались как могли. И форма была неказистой, без намека на элегантность. Не потому, что предыдущие директора не старались исправить ситуацию, но все жили в реалиях тяжелых 90‑х годов, когда ту же форму шили из пожертвованной кем-то ткани. Тут уж не до изысков.

Я начала с того, что стала приводить в порядок быт наших воспитанниц. Сначала хотела предоставить всю инициативу ученицам, но потом задумалась: а ведь дом-то у каждой свой, и не всегда образец опрятности. И предложила вариант — сделать дом, каким он должен быть у православного человека. Появились красивые занавески, чистота, сложенные аккуратно вещи. Уют создали не сразу, а путем кропотливой, настойчивой работы с каждой девочкой.

И, конечно, особое внимание уделили питанию. Сейчас у нас тут полный комплект: заведующая трапезной, повара, подсобные рабочие. А в 90-е годы работа в трапезной была основным послушанием девочек. Особым подарком для нас стала машинка по изготовлению макарон. Мы были так счастливы!

Команда единомышленников

— Ольга Николаевна, расскажите, как формировалась команда педагогов, что их объединяет?

— Для человека важен не только сам социум, но и люди, которые находятся рядом. Один из главнейших вопросов для меня как руководителя был: кто придет учить наших воспитанниц? Наш педагог должен быть не просто высококлассным специалистом, но и примером для девочки. К нам обращались разные люди, и складывалось ощущение, что Господь избирательно их к нам направлял. На регентское отделение пришли преподаватели с высшим консерваторским образованием. Не передать словами радость, когда бываешь на Хоровом соборе в Александро-Невском кафедральном соборе и видишь нашу выпускницу — регента Киру Молеву!

Мы расширили учебный процесс с таким расчетом, чтобы воспитанница могла учиться не только у нас в училище, но и параллельно в педагогическом колледже, часть преподавателей которого работает у нас. Это же здорово — наши выпускницы получают два диплома! В храме они регенты, в колледже осваивают специальность «преподаватель музыки школьных и дошкольных детских учреждений».

Про учительский коллектив скажу, что это — команда единомышленников.

Нельзя не отметить большое внимание и заботу, которые оказывает училищу митрополит Георгий. Владыка интересуется абсолютно всем. Все то, что есть нынче в училище, благословлено и выпестовано правящим архиереем. Его отцовское внимание и забота о каждой нашей воспитаннице, о ее судьбе поразительны. Для митрополита Георгия нет мелочей.

Помню, владыка только занял кафедру, а мы в училище отмечали какой-то праздник. Всегда я старалась, чтобы студентки были красивыми, нарядными, аккуратными. И владыка обратил внимание, что туфельки не у всех подходят к случаю. Ведь семьи разные, не все могут хорошую обувь дочкам позволить… И буквально через неделю наши девочки были одеты в идеально красивые итальянские туфельки. Это был праздник!

И сегодня ученицы из разных семей к нам поступают, бывают и сироты. Прихожу с этой болью к владыке — и проблемы разрешаются. Получаем все необходимое: пуховики, шапки, варежки…

Иконописец — как музыкант

— Ольга Николаевна, 20 лет — возраст человека, входящего в сознательную взрослую жизнь. Для вашего учебного заведения это время юности, становления, зрелости?

— Я сказала бы, что это возраст зрелос­ти. Потому что процесс становления традиций и вообще училища как такового состоялся. Был период, когда мы экспериментировали, продумывая учебные программы, планы. Был, например, эксперимент по созданию иконописного отделения с тем, чтобы учить воспитанниц не только иконописи, но еще и реставрацион­ным работам. Но эта программа пока останавливается, потому что любое начинание должно не только экономически просчитываться на уровне расходов, но еще и продумываться на уровне отдачи. А получалось так, что реальная отдача по иконописному отделению оказалась практически нулевой. Само обучение иконописца требовало очень больших вложений, и надо было учитывать один существенный фактор: будущий иконописец-девушка на момент окончания училища вступает в возраст своего расцвета — время создания семьи, рождения и воспитания детей. Сознание девушки переключается на быт, семью. А иконописец — как пианист: тот не должен убирать руки с клавиш, а создатель икон — выпускать из рук кисточку. Как только рука перестает писать иконы, теряется твор­чес­кий навык, и получается, что мы человека редкой профессии готовим впустую.

— А ведь сама идея подготовки иконописцев замечательная. Не жалко было с нею расставаться?

— У нас появилась альтернатива — считаю, очень удачная. Мы создали иконописные курсы. На них нет ограничения ни по возрасту, ни по полу, ни по профессии. Замечено, что реализация личности начинается в зрелом возрасте. Это большой плюс и потому, что учащийся человек внутренне не стареет. На курсах можно реализоваться, определить, насколько обу­чающийся готов быть иконописцем. По сути, идет большая кропотливая работа над собой.

Еще интересный момент касательно курсов: первоначально они были рассчитаны по времени на один год. Мы предполагали, что в течение года человек может понять: в этой он «обойме» или нет. И получилось так, что слушатели, отучившись год, поняли, что они не в первом классе, а в «минус первом». И попросили разрешения посещать курсы столько времени, сколько им позволяют свободные часы и финансовые возможности, чтобы почувствовать, что они действительно научились иконописи. А после того как слушатель поймет, что это его стезя, включается непреложное правило — совершенствоваться, совершенствоваться и совершенствоваться.

Нынче курсы действуют в историческом здании на улице Пискунова, 37. Подготовлена очень хорошая мастерская, где можно расположить мольберты. Поверьте, когда созданы все подобающие учебному процессу условия, то и настрой на учебу совершенно иной. И, безусловно, человек, поступивший на такие курсы, помогает и Матери Церкви. Любое обучение в церковной среде, я сказала бы, — практическая катехизация, погружение в православную жизнь, которую понимаешь уже не на уровне прочитанной литературы, а душой.

А вообще 20 лет — это годы большой, серьезной работы. Есть у нас победы и на регентском отделении. И выполненное нашими молодыми иконописцами создание иконостаса Абабковского монастыря. Я была на освящении иконостаса митрополитом Георгием. Радовалась за своих девчонок, что сумели маленькую лепту внести в важное дело благоукрашения наших храмов.

— В этом году у вас дел прибавилось: к директорской должности в училище присовокупилась еще такая же в православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского на улице Ильинской.

— Да, неожиданно для меня в январе этого года мне было предложено возглавить православную гимназию. Я понимала, что это очень трудное послушание, но у меня одно с губ сорвалось: «Благословите!» Для меня важно на нынешнем этапе, чтобы училище и гимназия жили и работали в одном ключе. И здесь важно осознать стремление учениц гимназии: «Я хочу быть такой, как студентки училища». А мальчишки-гимназисты должны стремиться быть такими, как семинаристы. Ведь и студенты семинарии, и наши воспитанницы — это особый пласт современной молодежи, которая, как мне думается, не свернет с пути, определенного православной верой.

Беседовал Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.