В Нижнем Новгороде завершается открытый региональный конкурс «Учитель в православии — 2023», организованный отделом образования и катехизации Нижегородской епархии при поддержке министерства образования и науки Нижегородской области. Он проходит с 24 марта по 6 апреля. Казалось бы, участников немного — всего десять учителей из православных гимназий Нижегородской и Городецкой епархий. Однако профессию педагога как раз и отличают не количественные, а качественные показатели в первую очередь. О них мы и побеседовали с некоторыми из конкурсантов, попросив рассказать о своем профессиональном выборе и самой работе.
Наши собеседницы — учитель начальных классов православной гимназии в честь святого благоверного князя Димитрия Донского г. о. г. Бор Юлия Батанова, учитель начальных классов православной гимназии в честь святых Кирилла и Мефодия Лариса Петрова и учитель биологии православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского Воскресенского благочиния Нижегородской епархии Татьяна Изарова.
Путь, выбранный с детства
Юлия Батанова:
— Я работаю девятый год, так что мои первые выпускники сейчас оканчивают девятый класс. Можно сказать, что педагогика — это путь, выбранный с детства — благодаря моим учителям, а еще крестной, которая тоже оказала на меня влияние и способствовала тому, что появился интерес к преподаванию. Я окончила Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского, затем Мининский университет. Очень рада, что прошла такую ступень как колледж: именно там я получила большой практической опыт. Педагоги, у которых я была на практике, очень много в меня вложили.
Лариса Петрова:
— Мой педагогический стаж — девятнадцать лет. Как у многих, кто выбрал эту профессию, примером для меня были мои учителя, особенно первая учительница. К сожалению, ее уже нет в живых, но ее уроки, доброту и благожелательное отношение я помню до сих пор. Думаю, это и есть основное в нашей профессии. В связи с образовательной реформой мы перешли сразу из третьего в пятый класс, среднее звено, и очень скучали по нашей «классной маме», ходили к ней в класс. Подобная традиция преемственности сохраняется и сейчас. Когда ребята уходят из начальной школы, некоторые потом прибегают, помогают с маленькими, рассказывают о своих делах.
Татьяна Изарова:
— Я, можно сказать, профессию не выбирала — у меня родители — педагоги: папа — учитель физкультуры, сейчас на пенсии, но до сих пор работает, мама — учитель начальных классов. В детстве я им помогала. Маме, например, помогала проверять тетради. Помню, как она готовилась к урокам, ведь раньше все делалось вручную, компьютеров не было. Мы работали всей семьей. Меня привлекала творческая сторона этой профессии, я даже ребенком устраивала праздники в деревне. Пробовала другие профессии, но оказалось, что все это не мое. А в педагогике каждый день что-то новое, а потому всегда интересно. Родители меня спрашивали о выборе профессии: «Ты хорошо подумала?» Я хоть и сказала «да», на самом деле, конечно, многого не могла еще знать. Но сейчас я ни о чем не жалею!
Сначала я хотела стать воспитателем в детском саду, для чего необходимо было сдавать биологию, но получилось так, что поступила на биологический факультет университета. У нас была педагогическая группа. Некоторые девочки думали: «Вдруг замуж за военного выйду, уеду, кем я тогда смогу работать?» — и посещали эти занятия. Меня однажды спросили: «Ты в школу пойдешь работать?» Я ответила: «Да вы что!», а мне говорят: «Смотри-ка, как глаза засияли!» И я вернулась в свою родную школу, а потом перешла работать в православную гимназию.
Когда-то давно я работала в воскресной школе, и однажды к батюшке пришла одна из директоров муниципальной школы, сказав, что хотела бы, чтобы в их школе велись основы православной культуры. Так я стала преподавать этот предмет. Прошла курсы повышения квалификации в Троице-Сергиевой лавре, а затем вышла с этим предметом в старшие классы нашей православной гимназии.
Школьные будни
Юлия Батанова:
— С детьми мне всегда нравилось работать, и о своем выборе я не пожалела. Профессия педагога-наставника значима, уважаема и престижна. Мне нравится работать именно с маленькими детьми: они очень искренние, открытые, рассуждают, высказывают свое мнение…
С тем, что в них будет заложено в нравственном плане в начальной школе, они и пойдут дальше. Понимание этого накладывает ответственность, но в то же время и удовольствие, особенно, когда к четвертому классу ты можешь оценить результаты своей работы. И сам труд ежедневный приносит положительные эмоции. А еще педагогический процесс невозможен без доброты. Добротой можно спасти любого, даже самый хулиганистый ученик рано или поздно откликнется и будет лучше тебя понимать. А для этого с детьми надо разговаривать. Когда ребенок начинает тебе доверять, это настоящее достижение для педагога.
Лариса Петрова:
— В православной гимназии я работаю второй год. Всегда стараемся подарить ребятам частичку своего тепла, относимся к ним как к своим. Мы работаем с маленькими детьми, они более открыты, но если ты можешь как педагог выстроить отношения с учениками, то способен работать и с детьми более старшего возраста, прийти на замену в пятый класс, в шестой и так далее.
У меня в классе есть мальчик, который раз в неделю оставляет мне на столе записку — сердечко на листочке и надпись: «Лариса Станиславовна, мы вас любим» — и перечисление, от кого это. Для меня это очень дорого. Как и то, что в день рождения не забывают даже бывшие ученики. Однажды перед праздником позвонила бабушка одного из моих бывших учеников: «Простите, ваш номер потеряла…» Два года не звонила, а ведь у нее внук уже в техникуме учится.
Татьяна Изарова:
— Я классный руководитель, это мой второй класс в православной гимназии. Те, кто у меня выпустился в девятом классе, сейчас уже в одиннадцатом. Мне нравится работать с детьми среднего возраста. Думаю, независимо от того, какой у человека склад, биология должна интересовать, ведь мы часть природы. Я мотивирую учеников тем, что через биологию мы изучаем себя. С выпускниками стараемся не терять связь. Например, месяца два назад приходила одна из моих бывших учениц — она сейчас на биологическом факультете учится.
Есть чем поделиться
Юлия Батанова:
— На конкурсе я провожу урок чтения для второго класса, где мы будем рассуждать о дружбе и обидах, что очень актуально в наше время. Представлю также мастер-класс по теме, по которой работаю сама, — это проектная деятельность в процессе обучения младших школьников, потому что данное направление актуально и продолжает развиваться. Это важно и значимо: когда ребенок видит результаты своего интеллектуального или физического труда, он приобретает дополнительную мотивацию к получению знаний.
Лариса Петрова:
— Конкурсная работа, которую я представляю, — мастер-класс «Сотрудничество — путь к успеху». В нем затронуты все стороны педагогического процесса, в том числе и работа с родителями. Буду рассказывать о приемах, которыми пользуюсь на занятиях. Ребята доверяют свои тайны, поэтому педагог многое знает: какие у них проблемы, что на душе, что происходит в семье. Иногда я подсказываю родителям, на что обратить внимание, что тревожит ребенка.
Татьяна Изарова:
— На конкурсе я провожу урок «Взаимосвязь в природном сообществе». Ученики помогли сделать наглядные пособия своими руками. Сейчас осваиваем новые технологии, например, метод технического мышления. Будем работать с текстом, систематизировать знания и делать схемы. Я всегда этим пользуюсь, потому что биология должна быть в таблицах и схемах — так ее легче изучать.
Кроме биологии я преподаю в гимназии основы православной веры, поэтому еще одной моей темой в рамках конкурса были «Библейские основы на уроках биологии». Мне бы хотелось донести, что не только в биологии, но в каждом предмете библейские основы есть, и мы как православные христиане должны их видеть.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.