Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Умеем ли мы беседовать с Небом?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (212) 20:24, 3 августа 2021

Умеем ли мы беседовать с Небом?

Одиночество как симптом оскудения любви

Согласитесь, один из самых «актуальных» недугов современности — это одиночество, томительное и изнуряющее чувство. Кто-то запивает это горькое чувство алкоголем, кто-то заедает таблетками, а кто-то, если позволяют средства, пытается убежать от него на курорты или ввернуться в пучину впечатлений. Но одиночество, как это ни странно, настигает человека везде. Почему? Существует ли одиночество правильное и как вырваться из сетей одиночества, когда человек чувствует невыразимую тоску, а его душа постоянно и жадно ищет любви, понимания, сочувствия и не находит их. На эти и другие вопросы отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

После совершения преступления Раскольникова преследует ощущение разъединенности, отчуждения, герой утрачивает душевные связи  с самими близкими, родным людьми.  В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Какие грехи заставляют человека чувствовать себя отверженным, отделенным?

— Классика всегда лучший пример. Конечно, страшный грех отбросил Раскольникова от Бога. Он мучается, даже пытается публично покаяться. Но не в церкви, не прибегает к Таинству покаяния. Признается в совершенном преступлении — опять нет прощения, по-прежнему душе тяжело. И только много позже, после нескольких лет каторги, читая Евангелие, он чувствует, что Господь снова рядом. А Он и был рядом, да гордец-убийца (не «тварь дрожащая») был от Него далеко. Но сумел вернуться.

Меня часто не покидает ощущение оставленности всеми, даже Богом. Почему такое происходит со мной, может, нераскаянные грехи? Батюшка, подскажите, как с этим чувством бороться.

— Все дело в греховности человека, которую он со временем перестает замечать. По словам святого Исаака Сирина, грех — это рана, которую мы наносим сами себе. Нанеся эту рану, верующий человек бежит в храм, чтобы очиститься от греха. У него есть лекарство от этой раны — исповедь, причащение, молитва. Другой человек остается один на один с совершенным преступлением, не прибегает к лекарству от греха. Ему кажется, что Бог его оставил, а на самом деле он сам отдалился грехом от Бога. Бог никогда не оставляет человека, достаточно посмотреть на распятие — Христос открывает объятия всем: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф 11:28). Думаю, понятно, что делать в данном случае — быстрее идти к Богу и стараться не совершать грехов, не наносить себе раны.

Как пережить одиночество. Есть ли в нем что-то положительное?

— Наверное, во всем, что посылает нам Господь, есть для нас что-то полезное, даже если мы это до времени не понимаем. Спасение души — дело непростое, и совершается оно порой очень сложными путями, известными только Богу. Как известно, многие святые искали одиночества, чтобы общаться только с Богом, убегали от людей. Нам, грешным, одиночество тяжело: мы не умеем беседовать с Небом, да и с людьми не очень-то умеем. Не любим их, любим себя. И все торопимся куда-то. Вдруг — остановка. Оглянулись, а рядом никого нет. Мы сразу в панику — как избежать одиночества. А откуда оно? А, может, избегать его не надо? Не Господь ли посылает нам одиночество для того, чтобы мы задумались наконец о своей жизни: так ли живем?

По натуре я очень общительный человек, всегда была окружена друзьями, и все отмечали, что со мной легко и приятно общаться. После выхода замуж круг общения хотя и поменялся, но по-прежнему нам было с кем дружить и поддерживать тесное душевное общение. С годами ситуация изменилась. Люди постепенно отпадали, переставали звонить, приглашать и приезжать в гости. И теперь мы с мужем остались практически одни. Дети подросли, и нам очень одиноко, не с кем даже поделиться своими мыслями, посоветоваться. Батюшка, подскажите, можно ли молиться о том, чтобы Господь даровал новых друзей. Мы по-прежнему продолжаем испытывать острую потребность в общении, хочется снова обрести близких по духу людей.

— То, о чем вы говорите, процесс естественный. Так бывает у всех, всегда. С этим надо смириться. В детстве, в молодости люди открыты друг другу. В этой дружбе, общении мы учимся жить в обществе. Взрослеем — и нет уже такой искренности, открытости. Появление семьи ставит перед людьми новые задачи, возникают другие интересы, другие заботы и проблемы. Общение становится более ограниченным и замыкается чаще всего в том же кругу семьи. Многим этого вполне достаточно. Но бывает, что с родными людьми общения не получается. Конечно, можно молиться, чтобы Господь послал новых друзей, в православной общине, например. Но помнить все же надо, что такого, как было в юности, не будет никогда. Вы, может, замечали, что, к примеру, книги, читаемые нами в детстве или в молодости, сейчас «не читаются», они нам уже не интересны. Почему? Потому что мы меняемся. Так же и в общении с людьми. Вот был лучший друг, долго не виделись, каждый мечтает, что встретимся, поговорим, как когда-то. Встретились… А поговорить-то и не о чем… Семья, дети выросли. Работа. Болезни… Надо принимать жизнь, как она есть.

 В течение нескольких лет я окормлялся у одного священника. Но, к сожалению, так сложились семейные обстоятельства, что он перевелся служить в другую епархию. Мы продолжали общаться только по телефону, когда требовался совет и духовная поддержка. Однако со временем наши разговоры сводились к редким и коротким звонкам и смс, увы, как я стал чувствовать, формальным ответам. Я стал ощущать охлаждение в отношениях, будто батюшка тяготится общением. Я очень остро переживаю этот факт отчуждения. Батюшка, стоит ли искать причину в себе? Или отпустить ситуацию и присмотреться к другому священнику, который ближе служит и менее занят?

— Да, такое не редкость. И, конечно, надо «отпускать ситуацию», найти другого духовного наставника, с которым вы можете общаться не по телефону. Живой контакт тут главное. И у вашего бывшего наставника появились прихожане, которые с ним общаются непосредственно, разумеется, их проблемы ему понятнее. Еще вот что надо помнить. Священник — не жилетка, в которую приходят поплакать, не подружка, которой можно все рассказать. Он исповедует — то есть, он свидетель вашего искреннего покаяния. При таком понимании не будет никаких обид на, казалось бы, формальные ответы. Собственно говоря, они такими и должны быть, конечно, не в плохом смысле этого слова.

Я испытываю склонность ко греху уныния. Одна верующая женщина посоветовала мне съездить в монастырь потрудиться, чтобы развеять хандру. Но у меня еще небольшие дети, которые всегда очень ждут моего отпуска, дни считают, когда можно побыть с мамой. Скажите, батюшка, не будет ли грехом, если часть своего отпуска я проведу в монастыре, чтобы поправить свое духовное здоровье?

— Потрудиться во славу Божию грехом быть не может. А в монастырь многие едут во время отпуска, да и детей с собой берут. Дело там всем найдется по силам. Конечно, если дети уж не совсем маленькие.

Батюшка, я за собой замечал, что многие грехи, которые называю на исповеди, мною уже исповеданы раньше наедине с Богом. Иногда это бывает чистосердечный крик в небо, мольба о прощении. А когда стою к исповеди в храме, уже не испытываю эмоций по поводу содеянного. Обязательно ли исповедоваться в тех грехах, в которых ты уже покаялся перед Богом?

— Конечно. Покаяние человека происходит не обязательно во время Таинства исповеди. Там лишь утверждается акт раскаяния священником-свидетелем вашего искреннего покаяния, а Господь простил вам грех тогда, когда вы о нем заплакали. Не случайно священник читает перед исповедью молитву, где есть слова «аз же точию свидетель есмь», то есть я только свидетель твоего покаяния, которое может произойти в любом месте и в любое время.

Батюшка, замечаю за собой такую вещь: мне очень трудно благодарить, говорить «спасибо» и самым близким, и друзьям, и коллегам. Даже если говорю, слова приходится выдавливать из себя. И самое главное, я не понимаю, почему со мной такое происходит, где гнездится корень зла, какая, выражаясь церковным языком, страсть во мне проявляется и как с ней бороться?

— Важная, между прочим, тема. Современный человек все больше разучивается благодарить. Он не благодарит Бога, даже не представляет, за что Его можно и нужно благодарить. А это неумение приводит к тому, что он и близких своих не благодарит. Почему мы читаем Евангелие как простую книгу, а не учебник жизни? Почему не читаем апостольские послания, в которых есть все, есть советы и рекомендации на любые наши вопросы. Почему? Потому что, являясь формально христианами, не хотим жить по заповедям Спасителя и советам Его учеников. Разве мы плачем о грехах? Или мы перестали присваивать чужое? Или без ропота несем свой крест? Или любим ближнего как самого себя? Все знаем и ничего не делаем. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа…» (1 Фесс 5:14–23). Так мы стараемся жить? Да ничуть! Мы живем по принципу «сам такой»! Так давайте хотя бы учиться благодарить. Это очень важное качество для спасения души. Человек ведь не только homo sapiens (разумный), но и homo ardonis (благодарящий).

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.