Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Уроки без звонка на перемену
15:34, 16 апреля 2015

Уроки без звонка на перемену

1431677419Одним из победителей педагогического конкурса «Серафимовский учитель — 2015», который проводится в регионах Приволжского федерального округа, стал Андрей Елисов, преподаватель истории и обществознания из села Саваслейка Кулебакского района Нижегородской области. До Мурома отсюда 40 километров, до Нижнего — 180. В этом населенном пункте расположен гарнизон военно-воздушных сил России. Помимо летной школы Саваслейка славится школой общеобразовательной, построенной еще в дореволюционные времена. Ее в свое время окончил Андрей Владимирович. И теперь, уже почти четверть века, он ведет здесь уроки.

Пятая заповедь

Изначально у Андрея Елисова задачи стать педагогом не было. Он вырос в семье, где мать и отец — обычные люди рабочих специальностей. Среди родни тоже не было учителей.

— В 1970–1980-е годы у нас была традиция, — рассказывает Андрей Владимирович, — все мальчики, оканчивающие нашу школу, шли в военное училище. Я тоже намеревался стать офицером — воином, защитником. У меня была мечта поступить в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. Могу сказать, что все мальчишки моего выпуска стали офицерами, потому что это было очень престижно. Но, не пройдя военно-медицинскую комиссию, я понял, что придется искать альтернативу военному вузу. У меня наблюдалась предрасположенность к тому, чтобы вокруг была аудитория, я всегда с интересом выслушивал человека, пытался понять его и научить чему-то, что умею сам. Сработал и мой интерес к истории, которой я увлекался с детства.

Отслужив в армии, Андрей Елисов, при заоблачном рейтинге гуманитарной специальности (14 человек на место), поступил на исторический факультет Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. То был год перестроечный — 1988 й. Курс подобрался сильный: более 20 человек с этого потока окончили вуз с красными дипломами. Студенту из глубинки во все годы учебы было на кого равняться.

— К окончанию университета судьба сама распорядилась, чтобы я возвращался в Саваслейку, — вспоминает наш собеседник. — Открывались прекрасные возможности для поступления в аспирантуру в Нижнем Новгороде, но в результате автоаварии трагически ушел из жизни мой отец. Мама, инвалид второй группы, осталась одна. Пятая заповедь — «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» — для любого человека священна. И на пятом курсе я делаю выбор — вернуться домой, чтобы быть рядом с матерью.

Вот уже 23 года Андрей Владимирович — сельский учитель. В родной, почти полуторастолетней школе. Преподавателю истории поступало немало предложений о смене работы. Что неудивительно, судя по его послужному списку: лауреат премии Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского (2007 год), победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2008 год), заслуженный учитель Российской Федерации (2010 год), учитель года Нижегородской области (2011 год)… Но он верен своей школе, знает свое предназначение.

Когда человек любопытен к жизни, ко всем ее проявлениям и задачам, он и работая в глубинке, объездит полстраны, наберется по приглашению северных и южных коллег их опыта, познакомит со своими методами работы, принципами успешного преподавания такого важного в наше непростое время предмета — истории. Елисов побывал в 60 городах — Хабаровске, Владивостоке, Курске, Туле, Москве… уж не говоря о наших Дзержинске, Арзамасе. В Сарове он выступал с докладами о духовном воспитании четыре раза, в Дивееве — девять.

Всегда оставаться с детьми

Андрей Владимирович известен как специалист, разработавший собственную методику духовно-нравственного воспитания молодежи. Тема заинтересовала его еще в начале учительской деятельности. А помогло знакомство с биографией Януша Корчака — человека, который всегда был и остается для Андрея Елисова подлинным примером настоящего педагога-практика. Подвиг Корчака, который предпочел остаться с детьми и принять с ними смерть от фашистов в газовой камере, хотя мог уйти и остаться в живых, широко известен. Андрей Елисов и учителя его и более старшего поколения воспитывались на высоком примере и книгах этого поляка, которые Корчак издал по педагогике воспитания — педагогике любящего сердца. Александр Суворов говорил: «У кого слово есть дело, тот силен и в слове, и в деле». Так вот Корчак, считает Елисов, силен и в слове, и в деле.

— Особенно мне запомнилось, — делится Андрей Владимирович, — суждение Януша Корчака: «Там, где сейчас полыхают пожары, там потом надо обязательно сажать цветы». То есть где бы мы ни были, в какой бы жизненной ситуации ни оказались, какое бы горе или страдание ни испытывали, надо думать о будущих цветах, о благоухающих садах.

Педагогика «поющего сердца»

Создавая свою систему, учитель из Саваслейки опирался на опыт Василия Сухомлинского — всем известного педагога, который написал книгу «Сердце отдаю детям», и философа Ивана Ильина. Педагогика «поющего сердца», сформулированная русским философом, его размышления об «ищущем сердце» — среди настольных книг нашего земляка.

Как известно, Ильин выделил десять нравственно образующих компонентов, оказывающих воздействие на ребенка. Среди таких компонентов учителю истории особенно близок жанр притчи. Читая Евангелие, мы видим, что Христос для понимания учениками богооткровенных истин часто использовал притчу. Современные дети хорошо воспринимают иносказание, и у Андрея Елисова к каждому уроку, каждой теме, ко всем беседам, которые он ведет со школьниками, подобрана притча. А еще большую роль он отводит музыке.

— Однажды я задал вопрос детям, что такое семь нот, — рассказывает учитель. — Что означают те самые до, ре, ми, фа, соль, ля, си? Никто не ответил. Тогда я сам стал искать ответ на этот вопрос. И нашел. В средние века итальянский теоретик музыки Гвидо д,Ареццо изобрел методику быстрого разучивания церковных песнопений и установил для этого слоговые названия ступеней звукоряда, которыми музыканты пользуются и поныне. Эти слоги — начальные буквы строк древнего гимна Иоанну Крестителю. То есть названия нот изначально проникнуты божественным смыслом. Меня это глубоко поразило.

Как говорил великий немецкий композитор Бах, «мы призваны делать музыку настоящей». Умирая, он произнес: «Наконец-то я услышу настоящую музыку». Музыка нас либо приближает к Богу, либо отдаляет от Него. Современная музыка массовой культуры далека от главного предназначения, которое в нее заложено.

Наряду с притчей и песней педагог из Саваслейки использует и другие нравственные компоненты, которые позволяют детям действительно прочувствовать историю так, будто изучаемые события происходили или происходят с ними лично и с их семьями.

Вспоминается советский фильм «Это мы не проходили». Ученик интересуется у молодой учительницы истории: «А вы нам тоже будете даты задавать?» Она спрашивает: «А ты даты своей жизни знаешь?» — «Знаю». — «Когда родился — знаешь?» — «Знаю». — «Когда день рождения твоей мамы?» — «Знаю». — «Почему ты эти даты помнишь, а исторические даты не хочешь учить?» — «Ну, это же все со мной было». — «А это со всем человечеством. Тоже достойно запоминания»…

Суть педагогических приемов Елисова очень проста: найти подход к детям. А для того, чтобы его найти, нужно отдать им свое собственное сердце. Как говорят более современные педагоги: ты должен нагнуться к ребенку и сообщить ему на ушко нечто, что поможет тебе лучше понять его, а ему — тебя. Андрей Владимирович с сожалением констатирует: педагогам иногда не хватает возможности или даже желания наклониться…

— Для меня педагогика — это служение Богу и служение детям, — признается наш гость. — Когда идешь в школу с этой мыслью, тебе совершенно по-другому открываются двери, ученические сердца, и ты выполняешь свое дело с огромной радостью.

Искусство маленьких шагов

Оказывается, у учителя, да и вообще у любого взрослого человека, столько нравственных каналов воздействия на сердце ребенка! — и просто жаль, что мы преступно не применяем их.

Из Владивостока Андрей Елисов привез «радугу слова». Что это такое? Есть семь уровней слов, которые мы используем. Есть черное слово. Есть пустое или праздное слово. Есть уровень теплого слова, ободряющего — какое, например, няня Пушкина говорила подрастающему поэту. Есть самый высокий уровень слов — язык молитвы. Учитель истории собрал молитвы великих людей. В его собрании, например, потрясающая по своей глубине молитва Экзюпери: «Господи, научи меня искусству маленьких шагов».

Андрей Владимирович часто обращается к поэзии, издает свои стихи. Он выпустил две книги, в которых собраны самые известные притчи мира. В коллекции, пополнением которой историк занимается много лет, более шести тысяч философских историй. Книги изданы как некий обобщенный опыт словесной мудрости, и педагогам и просто родителям удобно использовать их в воспитательных целях.

Родную школу Андрей Владимирович называет сакральным местом. Здесь тоже происходит Таинство, которое сейчас бы назвали словом «социализация». Происходит становление ребенка как личности. С этим сакральным местом связана вся биография учителя Елисова.

— Я привык все делать основательно и обстоятельно. И потому избрал этот путь всерьез и надолго, освоив принцип Василия Ключевского «любить то, что ты преподаешь, и любить тех, кому ты преподаешь». Потому что когда ты ощущаешь себя частью Родины и человечества, ты не можешь их не любить.

Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.