Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Уроки в красках «Радуги»
14:14, 18 июля 2013

Уроки в красках «Радуги»

Школа под названием «Радуга»… Сразу представляется что-то многоцветное, радующее, уж точно — не скучное. И действительно, сюда приходят не потому, что «надо», а потому, что хочется приходить. Захотелось побывать в этой школе и нам. Итак, приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского, воскресная школа.

История и традиции

Руководит воскресной школой Наталья Капитанова — педагог с опытом работы в светском и православном воспитании и образовании детей. Она рассказала, что 15 лет назад школа была создана при отделе религиозного образования, который располагался в Нижегородской духовной семинарии. В стенах семинарии школа просуществовала 5 лет.

За свою историю школа пережила несколько переездов и воспитала сотни ребят. Многие из выпускников несут миссионерское служение на клиросе — выезжают в храмы, где нет певчих, по всей Нижегородской области.

В школе сформировались свои традиции. Например, ездить на послушание в Макарьевский монастырь, устраивать по праздникам концерты в храме для прихожан и праздники во дворе храма. Два раза в год проводятся крестные ходы. География паломнических поездок учеников, родителей и педагогов воскресной школы этой весной расширилась от монастырей Нижегородской области и центра России до Святой земли.

«Как с трехлетками заниматься? Играючи!»

В воскресной школе «Радуга» нет опоздавших. Школа открыта для детей не только с 1 сентября, а в любое время года. «Если Господь позвал ребенка в храм и воскресную школу, пусть даже в середине учебного года, то нельзя ему отказывать. С ребенком проходим по школе, знакомим с детьми, приглашаем на праздник, предлагаем потрапезничать», — рассказывает Наталья Капитанова. В эту школу принимают и малышей. Некоторые удивляются: как же с трех-четырехлетними детьми изучать православие? А Наталья Капитанова, специалист по дошкольному воспитанию, отвечает: «Играючи!» Вот, например, дети надевают шапочки, входя в роль разных животных, находят свою пару и бегут на построенный из стульчиков корабль. Дальше тема «Ноев ковчег» преподается в игре. Детям такое погружение в тему интересно и легко для запоминания.

Усвоить законы Моисея тоже несложно, когда они адаптированы соответственно возрасту и опыту детишек. Так, при изучении пятой заповеди педагог заготавливает скрижали из бумаги для каждого ребенка, на скрижалях написано: «Люби маму и папу».

О наставниках и раскрытии способностей

Как отмечают педагоги и родители, жизнь школы была бы невозможной без пастырского окормления духовника иерея Игоря Балабанова.

Евгения Шестакова, педиатр по профессии и выпускница катехизических курсов, преподает малышам Закон Божий. По ее наблюдению, духовные знания будут восприняты детьми, если связывать их с привычными для ребенка вещами и понятиями.

Людмила Дубровина ведет предмет, который назвали своим любимым почти все ребята, — церковное пение. У нее даже младшие ученики быстро осваивают пение на 2–3 голоса, и младший хор подпевает на богослужении.

В число любимых детьми занятий, конечно же, попали творческие кружки. Феодора Сахарова и Юлия Архипова учат рисованию и лепке. Приход весны, например, здесь встретили целой коллекцией вылепленных из глины жаворонков. А в кружке изобразительного искусства, который ведет Наталья Опарина, дети не только знакомятся с историей иконографии, но и иллюстрируют изученные на уроках Нового Завета библейские тексты.

С самого открытия воскресной школы было решено: среди преподавателей должны быть студенты духовной семинарии. Сейчас здесь ведут занятия семинаристы Игорь Юрасов и Иван Евдокимов. Для ребят, особенно подростков, они — и наставники, и старшие товарищи.

Школьники Алексей Борматов и Дмитрий Ткачук имеют много увлечений: один занимается спортом, другой — музыкой и английским. А воскресная школа для них — это более серьезно, чем просто увлечение. Это стало образом жизни. Ребята рассказали, как трудились в Макарьевском монастыре, ездили в Троице-Сергиеву лавру и в Дивеево, как готовились к православной олимпиаде и, кстати, заняли призовые места.

«Вхождение в церковный мир для детей органично, — говорит клирик Сергиевского храма иерей Игорь Балабанов. — Душа ребенка чиста, непосредственна, и восприятие благодати происходит естественно». Дети, посещающие воскресную школу, не становятся другими — скорее, в них просто проявляются их скрытые до поры способности и качества. В ребенке, казавшемся конфликтным, обнаруживаются доброта и мягкость. Тот, кого считали задирой, проявляет дружелюбие, а непоседа — спокойствие.

Вслед за детьми и взрослые воцерковляются. Надежда Васильевна Чикина, бабушка маленького Ярослава, поделилась: «Внук, бывает, скажет: „Бабушка, ты перед едой забыла помолиться“. Стараюсь теперь не забывать».

Родители и ребята учатся одновременно: пока младшее поколение на уроках, старшее слушает лекторий — его ведут студенты семинарии.

Неудивительно, что сейчас треть постоянных прихожан Сергиевского храма — это родители и дети воскресной школы.

Некоторые взрослые не расстаются со школой и после того, как их дети ее окончили. Для них школа — это православная семья.

«Мы» и «другие»

Как заметила матушка Ольга Балабанова, для детей воскресная школа — модель большой, дружной семьи. Дома не у каждого полная и уж тем более многодетная семья. Поэтому очень важно получить такой опыт в разновозрастной среде, где старшие заботятся о младших и где заведено вместе трудиться, устраивать общие праздники. Конечно, родители должны быть готовы к вопросу ребенка: «Почему здесь и в обычной школе все по-разному?». Дети непременно почувствуют это отличие.

Матушка Ольга убеждена: важно сохранить единое образовательное пространство: из воскресной школы — в православную гимназию. Впрочем, воскресная школа уже дает ребятам «основу, духовный стержень» — так это определяют педагоги и родители. А значит, эти дети не растеряются, оказавшись перед выбором или в сложной ситуации.

Важно, что все они получили хорошие уроки принимать тех, кто «другой». При приходе работает еще одна школа — в ней занимаются воспитанники интерната для глухих и слабослышащих детей. Программы по интеграции инвалидов начались при храме в честь преподобного Сергия Радонежского недавно, но уже выигран грант в конкурсе «Православная инициатива» при поддержке Фонда Серафима Саровского, и есть интересные задумки. Например, обучать глухих детей иконописи — в этом помогут художники из общины «Спас», уже сейчас есть первый опыт работы с сурдопереводчиком.

Воскресная школа имеет давний опыт работы с детьми из специализированных интернатов. Многие годы в школу приходила группа детей из интерната №8. Праздники в «Радуге» посещают дети из интерната слабовидящих и из организации «Сияние» (ребятишки с синдромом Дауна), воспитанники интерната для глухих и слабослышащих. Такое общение учит взаимопониманию, состраданию и доброте. И подобные уроки не менее важны, чем знания по основам православной культуры.

«Воскресная школа — это союз единомышленников, большая православная семья, — говорит Наталья Капитанова. — И держится эта семья на любви, принятии, готовности помочь».

Дина Квасова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.