Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > Успенский пост и три Спаса
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (123) 19:13, 15 августа 2017

Успенский пост и три Спаса

В августе мы отмечаем сразу три Спаса — так в народе назвали праздники, связанные со Спасителем, Господом Иисусом Христом. В праздновании всех этих событий, относящихся к совершенно разному времени, религиозный контекст оброс измерением народной жизни. К сожалению, до сих пор многие православные хорошо знают о традиции освящать в эти дни мед, яблоки и орехи и слабо представляют себе богословскую суть самих праздников, которая для верующего человека должна быть первостепенной.

Медовый?

Итак, Первый Спас отмечается 14 августа. В этот день Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста.

Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары — переносить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды. Вот почему одно из народных названий первого Спаса — «водный, мокрый».

В тот же день празднуется память ветхозаветных мучеников: Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божиего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак — очевидно, она вызвана созвучием его именования с именем мучеников.

В народе этот праздник назван также Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мед нового сбора, и его принято приносить в храм как явное воплощение Божией милости к нам, грешным.

Яблочный?

Второй Спас, который называют Яблочным, приходится на день Преображения Господня — 19 августа.

Преображение, двунадесятый праздник Церкви, имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором человек будет пребывать после Второго Пришествия Христова. Слава Преображения станет достоянием тех, кто разделит со Спасителем радость Царствия Божиего.

«Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», — писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы приобщением к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к собственному преображению.

В праздник Преображения принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, впадая в заблуждение. Смысл освящения в данном случае заключается в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Традиция пошла еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву: пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов.

Типикон (книга богослужебного устава) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. Смысл этого предписания не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы начатки урожая сначала освятить, принести Богу и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

Ореховый?

Третий Спас, условно называемый также в народе Ореховым, празднуется 29 августа. Исторически это праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. В этот день вспоминается исцеление сирийского правителя Авгаря от проказы после того, как он приложился к плату (убрусу), на котором отпечатлелся Божественный лик Спасителя.

Итак, как мы видим, все три праздника, три августовских Спаса — тройное напоминание нам о Божественной милости к нам Господа Иисуса Христа, необходимости спасительной веры в Него. И плоды земные, освящаемые в храмах в эти дни, всего лишь зримое воплощение этой милости.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.