Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Устоять перед несправедливостью
«Ведомости Нижегородской митрополии» №21 (267) 19:16, 10 ноября 2023

Устоять перед несправедливостью

Перед судом Божиим и человеческим

Полагаться на волю Божию и ко всему относиться со смирением — это основы христианской нравственности. Но что если душевных сил не хватает, чтобы справиться со скорбями? И мы ропщем на судьбу, на своих обидчиков, ждем, что их настигнет заслуженная кара. Можно ли нас назвать в таком случае христианами? Поясняет настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Как простить несправедливость по отношению к себе и молиться за своих обидчиков?

— Священное Писание говорит, что мы должны делать, а как это делать, решает сам человек. Открываем Библию. Ветхий Завет суров, его принцип — «око за око». Но Христос принес в мир другие ценности. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:38–48). Вот к чему призывает нас Спаситель — быть совершенными. Намного проще ответить злом на зло. Христос же заповедал нам молиться за врагов. Если мы этого не делаем, мы не христиане. Разумеется, речь идет о личных обидах и личном ответе на них. Примеров в житиях святых предостаточно (преподобный Серафим Саровский и разбойники). Иное дело — защита Отечества от врагов. Там вступает в силу другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

— Я воцерковленный человек. На работе приходится порой спорить с неверующими коллегами. Как грамотно ответить на вопрос, почему Господь допускает рождение тяжелобольных детей, психически нездоровых людей?

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11:33). Проще говоря, пути Господни неисповедимы. Мы далеко не все знаем о Божием Промысле. Но можем размышлять о нем, предполагать. Знаем, что Гос­подь желает всем спастись и в познание истины прийти (1 Тим 2:4). Божия любовь и милость изливается на всех, другое дело, люди сами не хотят порой своего спасения. Заповеди Господни есть предупреждение: не делай так, иначе тебе будет плохо. Православное учение утверждает, что грех — это рана, которую наносит грешник сам себе. Но не слушает человек предостережений и совершает грехи. Разве Бог наказывает грешника? Нет, Он предупреждает, а грешник наказывает себя сам. Для вразумления человека Господь попускает болезни. Нарушение заповедей ведет к серьезным немощам, как душевным, так и телесным. Закономерно, что у больного человека рождаются больные дети (потомство алкоголика или наркомана не может быть здоровым). Рождение таких детей является для всех нас вразумлением: человек, ты живешь неправильно, ты нарушаешь естественные законы, смотри, к чему это приводит. В определенном смысле это можно рассматривать как наказание. Но Господь и исцеляет по искренней молитве, по стремлению к познанию истины. И еще: мы меряем все своими мерками, эти мерки ограничены, основаны на человеческом видении мира. Мы ценим жизнь, не приемлем болезни — это естественно. Но забываем о том, что мы бессмертны. Души же и здоровых и больных равны пред Господом, всем желающим спасения в вечности предоставляется эта возможность, многим же — через страдание, очищающее и исцеляющее нас, хотя в человеческом понимании это кажется иногда жестоким. Христос говорит: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин 6:39–40).

— Поясните, пожалуйста, как правильно понимать ветхозаветную историю о страданиях праведного Иова.

— Очень поучительная книга. Жил человек праведно, и вдруг обрушились на него все беды. В чем его вина? Не было его вины. Он пострадал из-за клеветы сатаны, дескать, праведность Иова только внешняя, пока есть благоволение Бога, а как только не будет милости Божией, так праведник похулит Господа. Но оказалось не так. Иов остался верен своим убеждениям, не отступился от веры. «…и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Чему же учит нас эта древнейшая книга? Преж­де всего, тому, как переносить скорби. Как надеяться и верить, что все по воле Божией. А еще Иов — прообраз Христа. «Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова» — как в одной из своих бесед сформулировал богослов Петр Малков.

— Почему Господь так сурово наказал Адама и Еву, а многие поколения людей, включая безвинных младенцев, имеют на себе отпечаток этого первородного греха?

— Как уже говорилось, мы мало что знаем о Божием Промысле, а Господь ведет человечество к определенной цели, одному Ему известной. Не случайно говорится апостолом, что пути Его «неисследимы», то есть даже исследованию не поддаются. В «Отечнике» рассказывается, как преподобный Антоний размышлял о Божием домостроительстве и получил такой ответ от Господа: «Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно». Даже святому не полезно пытаться понять Промысл Божий!

Но о прародительском грехе святые отцы размышляли, и богословы оставили нам векторы к пониманию, что произошло на заре истории человечества. Первые люди нарушили одну единственную заповедь, данную им в раю, хотя были предупреждены о последствиях. Они не были наказаны Творцом, как это иногда превратно понимают — произошло более страшное — ниспадение прародителей из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху. Греховная порча поразила человеческое естество, и их потомки рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; это и есть прародительский грех, который передается преемственно, наследственным путем. Так что прародители наказали себя сами, воспользовавшись свободой себе во вред. Почему Господь не предотвратил падение? Потому что Он даровал человеку свободу, право выбора — и этого Он не отнимает и у нас. Мы делаем свой выбор свободно. К сожалению, чаще выбираем грех, как и наши предки. Вот что говорит святитель Кирилл Александрийский: «Адам был побежден и, презрев Божественное повеление, был осужден на тление и смерть. Но… какое отношение к нам имеют эти его преступления?.. Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама — их ведь тогда еще не было — а потому, что они были причастны к его природе, подпавшей закону греха».

— Как, с христианской точки зрения, понимать фразу «воздастся по заслугам»? Иногда кажется, что люди, которые совершают преступные деяния, зло по отношению к другим, не получают наказания и даже не чувствуют себя виноватыми.

— Это не совсем так. Нередко преступники получают воздаяние еще при земной жизни. Но главная расплата за грехи ждет их в вечности. Мы меряем жизнь земными мерками, хотим увидеть воздаяние за преступление своими глазами еще здесь, на земле. А Господь смотрит на мир и на все, что в нем творится, по-другому, и не наше дело судить о Его действиях. А по заслугам, безусловно, все мы получим, чувствуем себя виноватыми или нет, здесь ли, там ли, не имеет значения.

— Что происходит с людьми, которые не приносят покаяния за свои грехи?

— «Смерть грешников люта», а в переводе на современный язык: «Убьет грешника зло». Не кто-то убьет, не Господь накажет, а убьет его то зло, которое он творил и не раскаялся. Когда и как это произойдет — не нашего ума дело. Гос­подь долготерпелив и многомилостив (Пс 102:8), Он всем желает спасения, всем открывает объятия с Креста: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф 11:28). Ну, а кто не придет по своей воле, Кто не раскается в своих грехах, получит в свой час то, что заслужил: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2). Так что места всем хватит.

— Если дети совершают преступления, кто должен быть наказан: они или их родители?

— Кем наказан? Властями или Господом? Есть разница. Согласно церковным установлениям, до семи лет ребенок является младенцем и не несет ответственности за совершенные грехи. Начиная с семилетнего возраста он призван отвечать за содеянное самостоятельно. Если речь идет об уголовных преступлениях и наказании за них, то это вопрос к юристам.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.