Хотя периодом духовного возрождения, «вторым крещением Руси» называют конец 80-х годов прошлого века, на самом деле оно происходит и доныне. В церковь вновь и вновь приходят люди, еще вчера далекие от храма. Сегодня в нашей традиционной рубрике мы говорим о том, что необходимо знать человеку, только вставшему на путь воцерковления. На вопросы отвечает протоиерей Владимир Соловьев, настоятель Преображенского храма в Канавинском благочинии.
— Можно ли завтракать утром перед службой, если ты не собираешься причащаться?
— По традиции, перед посещением церкви человек ничего не вкушает. Конечно, есть исключения. Беременным женщинам, немощным, больным людям дозволяется принять пищу. Из-за чего не принято есть до богослужения? В храме после литургии раздается антидор, который люди вкушают со святой водой или оставшейся «теплотой» (сладкой водой, которую пьют причастники непосредственно после принятия Святых Христовых Таин). А это нужно делать натощак, не важно, что ты не причащаешься.
— Бежишь в храм, и часто в голове множество совершенно посторонних мыслей. «Ах, не опоздать бы» или вообще не имеющих отношения к службе. А нужно, наверное, молиться по дороге в церковь. Может быть, существуют какие-то особые молитвы, которые читаются в это время?
— Есть пословица «Без Бога ни до порога». По благочестивой традиции православный человек должен выходить за порог своего дома, осеняя себя крестным знамением, то есть должен взять благословение у Бога. Если на великие дела берем благословение, то и малые тоже этого требуют. Ведь как старцы оптинские говорят: «Дома сидишь — десять бесов тебя искушают. Выйдешь — сто. А куда-то поехал — тысяча». Так что, если из дома выходишь, нужно перекреститься, а уж если на службу идешь, обязательно нужно творить молитву. Например, ту, которая начинается словами: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Дивные слова псалмопевца Давида… Можно творить молитву Иисусову, кто-то читает «Богородице, Дево, радуйся». Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать и «Живый в помощи Вышняго» или «Помилуй мя, Боже» — 50-й псалом. Это обязательно нужно, поскольку по пути в церковь мы касаемся суетного и грешного мира, который, как мы знаем, во зле лежит. В том же транспорте, если на буднях: народу много, все толкаются, бывает, ссорятся. Человеку, который едет в храм, это великое искушение. Тому, кто добирается на машине, кажется, легче. Но там другое — пробки. Если кто-то подрезал — опять ропот. И теряется благодать сразу же. А если человек идет на причастие… Его же принимать следует не только в плотской чистоте, но в душевной тем более.
— Когда человек входит в храм, какова последовательность его действий? Нужно ли креститься при входе, к какой иконе приложиться в первую очередь и потом?
— Мы знаем, что перед входом в церковь православный человек должен осенить себя крестным знамением и сказать «Боже, милостив буди мне грешному». Три раза это сделать нужно, потом только переступить порог храма. Вошли. Нужно снова перекреститься трижды. Почему? Благочестивые люди даже в чужой дом входят, и то в первую очередь перекрестятся на образа и скажут: «Мир дому вашему». А тут ты в дом Божий входишь! Это же частица неба на земле. Опять же, если ты входишь в чей-то дом, то обязательно приветствуешь хозяев. И тут нужно обратиться к Создателю, поблагодарить, что Он в добром здравии привел тебя в дом Свой, поклониться сначала алтарю Господнему, а потом поприветствовать всех, кто по правую, затем по левую сторону стоит. То есть поклониться нужно три раза, или с Иисусовой молитвой, или просто со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Важно, чтобы человек, осеняя себя крестным знамением, правильно это делал. Не «ломал крест», как говорили наши благочестивые предки. То есть сначала нужно осенить себя крестным знамением, а потом только поклониться. Не стоит делать это одновременно. И персты нужно складывать правильно. Если мы веруем во единую, святую апостольскую Церковь, то на правой деснице складываем свои персты во имя Живоначальной Троицы: средний, указательный и большой пальцы щепотью. Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. Они означают два естества Иисуса Христа: Божеское и человеческое. Возлагая персты на чело, просим, чтобы Господь во имя Святой Троицы освятил наш ум: возлагая на грудь, просим, чтобы очистил наши чувства: когда на правое и левое плечи возлагаем, просим, чтобы Господь дал нам физическую возможность в согласии со своей христианской совестью зарабатывать себе хлеб насущный. И не отвлекаться, не рассеиваться, осеняя себя крестом, всегда держать в уме то, о чем мы просим Господа.
В храм нужно приходить пораньше, до начала службы. Чтобы ты успел, никому не мешая, и записочки подать, и свечи поставить, подойти к образам, приложиться… Сначала — к праздничной иконе. Кстати, сначала нужно именно к ней, а не к свечному ящику, как это часто делают. Потом уже — к другим святым образам. При некоторых храмах есть церковные лавки. В этом случае мы, конечно, заходим в лавочку, подаем записки, берем свечи. Потом только — в церковь. И опять же в первую очередь — к праздничной иконе.
— Как правильно прикладываться к иконам и целовать святой образ (в изображение края одежды, руки или как-то по-другому)? Иногда святыня находится довольно высоко на стене, но можно дотянуться рукой. Позволительно ли прикасаться к ней ладонью?
— Церковь для нас — благодатная матерь. Ведь сколько человек ее ни огорчает, но к ней как к родной матери идешь — она все простит, обогреет, наставит и даст силы идти по жизни дальше. Такова Церковь. А предстатели перед ней — святые угодники. И, наверное, не стоит дотягиваться до них рукой. Они же нас видят, о нас знают. Я думаю, если ты скажешь: «Святителю и отче Николае, моли Бога о мне», святитель Николай услышит, даже если не касаться иконы. Ведь мы приносим и жертву — ставим свечу. Кстати, здесь тоже есть традиция — сначала ставим свечку, потом крестимся два раза, целуем икону (некоторые еще и лбом прикладываются), потом опять крестное знамение. Но я думаю, что греха не будет, если вы сначала свечу поставите, а потом перекреститесь. Господь-то зрит наше сердце, наше благоговение. Целуют икону обычно в нижнюю часть, ни в коем случае не в лик. Есть благочестивая традиция: если Спаситель изображен во весь рост — целуют в изображение ног, если икона поясная — в руку, икону Божией Матери лобызают в изображение руки. Причем один раз. Ведь некоторые, если на иконе несколько святых, и целуют несколько раз. А если икона сорока мучеников? Что, сорок раз целовать, что ли? Не стоит уподобляться лицемерам, которые, по Писанию, целуют все углы, а сердце их далеко отстоит. Господь же угождение рук человеческих не принимает, Ему нужно наше сердце, сокрушенное и смиренное.
— Порой случается наблюдать в храме такую картину: часть прихожан стоит на коленях и кланяется до земли, другая — делает поклоны поясные. При этом некоторые просто кланяются, другие касаются пола правой рукой. Как правильно? И когда во время службы нужно делать земные поклоны, а когда поясные?
— Нужно сказать о том, что, если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола. При земном поклоне мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Есть периоды — от Пасхи до Троицы и на Святки, — когда земные поклоны отменяются. Они не делаются и во дни великих и двунадесятых Господних праздников. То есть земные поклоны кладут в будние дни и в субботу, а в праздники и воскресенье — только поясные. Хотя в ходе службы есть молитвы или священнодействия, во время которых предписывается сделать именно тот или иной поклон. Например, существует обычай (который, правда, не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического канона («Благодать Господа нашего Иисуса Христа…»). Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу (смотреть, праздник или будний день), положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Святых Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите», во время вторичного явления Святых Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и в других случаях.
Но, я думаю, если человек сделает земной поклон в неуставное время, а по порыву душевному, то тут греха нет. Случается, что мы сами себя считаем благочестивыми, а человек сделал земной поклон, и мы начинаем осуждать. Вот это уже неправильное поведение. Грех есть беззаконие, а не то, что кто-то поклон не по уставу положил. Это касается и не только поклонов: если прихожанин или прихожанка сделали что-то не по уставу, но с искренней верой, разве можно пенять им? Ведь главное — чтобы человек посещал церковь Божию и молился искренне. Нужно помнить слова Евангелия о том, что вне храма нет спасения.
— Если обстоятельства складываются так, что нет возможности остаться до конца литургии, нужно уйти, как лучше это сделать? В какой момент службы?
На литургии нужно молиться до конца. Конечно, разные бывают обстоятельства, и судить мы не вправе. Но уйти до отпуста крестом одинаково нежелательно в любой момент службы. Только когда священник скажет: «С миром изыдем», — можно покинуть храм. Уходя, нужно так же, как и при входе, трижды поклониться поясным поклоном. Три поклона делаем и выходя за церковную ограду.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.