Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное образование > В гости к будущим пастырям
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (154) 14:23, 22 ноября 2018

В гости к будущим пастырям

«Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!» Слова преподобного Иоанна Лествичника справедливо можно отнести и к священникам, служащим на приходах. Именно к ним мы идем за утешением, подчас как в последней надежде. Для тех, кто чувствует в себе готовность служить Богу и людям, сегодня открыты двери Нижегородской духовной семинарии — первой духовной школы в России, где и сегодня обучаются будущие священно­служители.

«Главное, не лениться»

Жизнь семинариста на протяжении пяти лет обучения сосредоточена вокруг храма. Церковь в честь святителя Алексия, митрополита Московского, еще называют семинарской. Здесь юноши несут свои первые церковные послушания.

Семь утра, ранняя литургия. Кто в алтаре помогает, кто в хоре поет, кто стоит в церковной лавке.

— До половины девятого здесь, а дальше пойдем на занятия, — рассказывает первокурсник Александр Чехоев. — Нас три человека на этом послушании, сменяем друг друга: утро — вечер.

Молодой человек до поступления сюда уже получил высшее светское образование, отслужил в армии. Для сына священника выбор пастырской стези не удивителен, да и будни в храме привычны. «Главное, не лениться», — считает Александр. В семинарии для праздности времени и не остается: пока часть студентов в храме, другие убираются в кельях, читают утреннее молитвенное правило, приводят себя в порядок. Впрочем, отглаженный китель, пунктуальность, успеваемость — все, что предписывает устав учебного заведения, — далеко не самые важные требования к будущим батюшкам.

— К нам приходят учиться обычные юноши, но с особым духовным настроем, — говорит проректор по воспитательной работе НДС протоиерей Сергий Ларюшкин. — Апостол Павел сказал: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор 4:10), и эта готовность вырабатывать навык жить по христианским заповедям, а не по нормам мира сего отличает их от остальных. Когда идет итоговое собеседование с абитуриентами, мы стараемся составить представление об образе мыслей юноши: есть ли у него намерение не только словом, но и делом исповедовать Христа, способность переносить трудности пас­тыр­ского служения, терпеть различные скорби. А скорби будут появляться, и внешние, и внутренние. И наконец есть ли в нем самая главная черта души любого верующего человека, а тем более будущего пастыря — богобоязненность?

Об абитуриентах судят, конечно, не только «на глаз» — при поступлении в семинарию молодые люди должны предоставить рекомендацию от священника, который ручается, что поступающий — человек воцерковленный.

«Все вместе делаем»

Занятия в семинарии продолжаются до двух часов дня, но это не значит, что после этого учебный день окончен. Во второй половине — факультативы, самоподготовка, спевки хора, послушания, например, дежурство в трапезной. Третье­курсник Виктор Кравцов еще и староста курса.

— С привыканием к быту, к распорядку семинарии проблем у меня не было. Конечно, сейчас приходится распределять время и для занятий, и для послушаний, — рассуждает он. — Для себя за это время я понял, что с самого начала надо стараться, чтобы коллектив был дружный, чтобы все друг за друга держались. Взять, к примеру, послушания: надо и картошку чистить, и территорию от снега убрать, а на следующий день зачеты. Тогда говоришь: «Ребят, давайте!» Забываем, кто куда ходил — не ходил, и все вместе делаем. И настороение поднимается.

Не только в своем кругу

Тем не менее свободное время, когда можно позаниматься спортом или пообщаться с друзьями, у студентов тоже есть, во второй половине дня. Правда, плохие оценки или дисциплинарные нарушения — повод для запрета на «выход в город».

— В выходной день (воскресенье после литургии) мы можем и в кино, и в театр сходить, лишь бы то, что показывают, не шло вразрез с нормами, которых мы должны придерживаться, — говорит четверокурсник Георгий Кудзагов. — На волей­больной площадке, бывает, играем с незнакомыми ребятами. Никакого дискомфорта, непонимания при этом не возникает. У меня много невоцерковленных друзей, и тем не менее им интересно, как я живу, мне — как они, в общении у нас нет сложностей. Наоборот, думаю, нам стоит общаться не только в своем, семинарском кругу, но и с неверующими, чтобы те видели, как живет Церковь, и приходили к Богу.

Преодолевая искушения

Пусть есть твердый нравственный фундамент, и все же искушений у этих молодых людей ничуть не меньше, а вот спрос с них больше. В семинарии студенты не просто проходят ряд дисциплин, но учатся совершать нравственную работу над собой.

— Богословские предметы отличаются тем, что в данной области недостаточно просто заучить понятия и термины. Все, о чем мы читаем в Священном Писании, нужно пережить. Приобрести собственный духовный багаж. Такие дисциплины должны быть освоены личным опытом, —поясняет протоиерей Сергий Ларюшкин. — При этом молодой человек должен преодолевать различные соблазны, встречающиеся на пути. Сейчас вокруг Церкви много негативной информации, что можно сравнить с кипящим котлом. В такой обстановке надо уметь сохранять трезвость ума, живость духа, следовать словам Христа: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:36).

Наставники

В семинарии действует система духовного наставничества: курсовые наставники периодически встречаются с воспитанниками, беседуя с ними на разные темы и отвечая на их вопросы, индивидуальные наставники помогают студентам в освое­нии учебной программы, есть еще помощники проректора по воспитательной работе. Главная же роль отводится духовнику, к которому семинаристы могут обратиться в любое время.

— Есть несколько дней в году, например, 17 декабря, в день памяти небесного покровителя семинарии преподобного Иоанна Дамаскина, на Великом посту, выпуской день, 1 сентября, когда все мы исповедуемся у одного духовника, вместе читаем правило ко причащению и причащаемся Святых Христовых Таин. Этим мы созидаем себя как единую общину, — говорит проректор по воспитанию.

Преподаватели и воспитатели стараются в первую очередь найти общий язык со студентами, ведь в контроле за дисциплиной нужна разумная мера. Станут их воспитанники батюшками — им тоже придется и терпение проявлять, и снисходительность, и отечески наставлять.

А пока старшекурсники произносят свои первые проповеди, приобретают миссионерские навыки, проходят педагогическую практику. Кто-то готов, женившись, принять сан сразу после окончания духовной школы, другие откладывают столь ответственное решение, чтобы приобрести побольше опыта и, возможно, получить высшее духовное образование, поступив в академию или послужить Богу в миру. Путь у каждого свой, но у всех он с Господом.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.