Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > В гостях у русских Патриархов
14:00, 13 марта 2014

В гостях у русских Патриархов

Центральная площадь города Арзамаса, Соборная, издревле была средоточием властей — светской и духовной. Величественный Воскресенский кафедральный собор здесь — доминанта. А рядом — интересное здание, бывший городской магистрат, или ратуша. В дореволюционное время тут располагалась, как бы теперь сказали, городская администрация. В 1990 е годы это удивительное архитектурное сооружение использовалось под магазины и склады. Казалось, другой участи для здания не будет. Но в августе 2013 года в бывшем магистрате заработал уникальный для нашей страны Музей русского Патриаршества, ставший филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Чем он живет сегодня, через полгода после своего торжественного открытия? В один из обычных рабочих дней мы стали посетителями музея.

Уровень — столичный

Уже в фойе старого здания окунаешься в живую историю Руси. Портреты русских Предстоятелей смотрят со стен, напоминая о неразрывной связи прошлых веков с днем сегодняшним. Посетители могут приобрести православную литературу, книги по истории, сувениры с символикой древнего Арзамаса.

— Очень хорошо, что вы приехали: сегодня у нас проводится урок истории, проходите, — встречает нас хранитель музея Тамара Антонова.

В первом зале у стенда с церковными облачениями собралась группа школьников и педагогов, внимательно слушающих экскурсовода Алексея Андронова.

— Перед вами головной убор белого цвета, он называется куколь, — поясняет сотрудник музея. — Именно в таких головных уборах Предстоятели Русской Церкви — на портретах, что вы видели на первом этаже. На следующем стенде воссозданный кафтан Патриарха Никона, он изготовлен из итальянского бархата, — продолжает Алексей Андронов. — А это рабочий стол Святейшего, он тоже воссоздан, но письменные предметы на нем — подлиные, из XVII века.

Ребята постигают настоящую духовную историю Руси.

Патриарх Никон. Этот человек прожил по сути три разные жизни. Он на себе испытал тяготы простого народа, позже познал суровую жизнь Соловецкого монастыря. И, наконец, Никон побывал на политической сцене, будучи самым приближенным к царю Алексею Михайловичу человеком. О времени правления этих двух глав государства и Церкви доходчиво, чтобы дети сумели уяснить особенности той, давней эпохи, рассказывает экскурсовод.

Экспозиции музея, его оснащение приятно радуют. Добротный, если хотите, столичный уровень просматривается во всем — от умело расставленных экспонатов, в том числе подлинных (а здесь их немало — облачения, документы, грамоты, царские монеты), до образных реконструкций, воссоздающих атмосферу того или иного времени. Чего стоит, например, иллюстрация безбожного безвременья в истории советской России!

В одном из уголков музея кумачовый транспарант с призывами к новой жизни, а внизу под ним — порушенный и, вероятно, сброшенный когда-то купол церкви с потемневшими уголками железной кровли. Не об этом ли трагическом времени писал Есенин: «На церкви комиссар снял крест — теперь и Богу негде помолиться»? В музее можно увидеть, как выглядели сотрудники магистрата дореволюционного периода. Вот около двери в зеленом мундире стоит манекен — чиновник, готовый выполнить важное поручение.

Нижегородские корни

Возле стенда с облачением Святейшего Патриарха Кирилла интерес одного из школьников вызвал незнакомый ему ромбообразный предмет.

— Это палица, меч духовный, — поясняет Алексей Андронов. — Символ слова Божиего, которым вооружен каждый священник в борьбе с неверием и нечестием.

Экскурсовод не просто перечисляет экспонаты, но и рассказывает о самих Предстоятелях, их духовном вкладе в развитие страны.

— Патриарх Кирилл — очень образованный человек, обладающий даром убеждения, — говорит Алексей. — Чтобы сформировалась такая сильная личность, которая может взять на себя ответственность, меру которой нам не познать, важен именно родительский вклад в воспитание. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл имеет нижегородские корни. В музее представлена фотография священника Василия Степановича Гундяева — дедушки Патриарха Кирилла, который часть жизни провел в Лукояновском районе, прожил трудную жизнь, пройдя через Соловецкие лагеря, но не отступив от православной веры.

Найди семь отличий

Словно перенимая эстафету, к экскурсии в одном из залов подключается Тамара Антонова.

— Эта витрина посвящена Великой Отечественной войне, — рассказывает хранитель музея. — Ребята, обратите внимание на фотопортрет священника на стене, он попал к нам совершенно случайно. Будучи в Никольском монастыре, я впервые его увидела там и попросила для музейной экспозиции. А однажды одна посетительница узнала на фотографии своего родственника. Это Иван Дмитриевич Лебедев, он был главным священником Воскресенского собора. Отец Иоанн был участником Великой Отечественной войны, как и его дети.

На уроке истории в музее школьники были не просто слушателями, но и активными участниками познавательного процесса. Перемещаясь из зала в зал, мы подошли к фотографиям XIX века. Знакомые очертания. Да это же Соборная площадь! Но что-то в ней другое. Экскурсовод просит сравнить изображение с днем сегодняшним и найти, что называется, семь отличий. Школьники с удовольствием включаются в эту интерактивную игру.

Такие занятия нравятся

Наблюдая, с каким вниманием и даже волнением осматривали экспозицию вместе с детьми их педагоги, в конце экскурсии мы решили спросить, что за класс был сегодня в гостях у музея. Оказалось, это ребята из средней школы села Выездного Арзамасского района. Их учитель Людмила Самохвалова, помимо истории, ведет в этом классе историю мировых религий.

— Я стараюсь не навязывать своего мнения детям, — рассказывает педагог. — Ученики сами ориентируются в этом потоке информации и выбирают для себя что-то нужное. Образование, восходящее к слову Божиему, позволяет нести истину духовную, что сам по себе не может сделать ни один человек.

И это дает результаты. Выездновской школе есть чем гордиться. К примеру, ученики седьмого класса Роман Мартынов и Данила Зюзин провели настоящую исследовательскую работу по выявлению «белых пятен» в истории Сергиевской церкви родного села: представили, как выглядел храм, какие там были иконы. Работа, выполненная ребятами, заняла второе место на Сретенских чтениях, проходивших на Бору.

От Москвы до самых до окраин

Музей русского Патриаршества в Арзамасе создан попечением митрополита Георгия и усилиями Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). Но свои знания и душу в работу над этим проектом вкладывает целая команда людей. Это директор НГИАМЗ Вениамин Архангельский и его заместитель Людмила Варэс, директор Музея русского Патриаршества — филиала НГИАМЗ — архимандрит Тихон (Затёкин). Большую повседневную работу выполняют Тамара Антонова и Алексей Андронов. Алексей, кстати, выпускник Арзамасского государственного педагогического института имени Гайдара. Работа в музее позволяет ему и новую профессию экскурсовода-музейщика осваивать, и педагогические навыки применять. Подтверждение тому — проведенный им урок.

Как можно оценить работу музея? Ответ очевиден — по отзывам. Не поленитесь, откройте книгу отзывов, и вы будете удивлены: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Курск, Киров, Пермь, Иркутск, Владивосток… Слова благодарности и восхищения. Это главное мерило.

Игорь Чистяков
Фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.