Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Паломнический маршрут > В Кострому и в глубь веков
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (191) 17:35, 11 сентября 2020

В Кострому и в глубь веков

4D-путешествие

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Кострома — одно из таких названий, звучащих как-то особенно родственно, гостеприимно и уютно. А почему? Поймем, побывав там. Там, где сливаются воды двух рек — Волги и Костромы, у края берега живописно раскинулся Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Паломники едут сюда поклониться древней чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и другим святыням, а еще помолиться святым Царственным страстотерпцам, ведь именно здесь началась история династии Романовых.

Особые привилегии

Центральную Сусанинскую площадь местные жители любовно называют Сковородкой, и от нее до Ипатия всего 20–30 минут пешком. По пути не пропустишь стоящую неподалеку от монастыря часовню «Царская голгофа». Ее заложили в 2009 году 29 августа, в день Феодоровской иконы Божией Матери — покровительницы рода Романовых. Ведь именно ею благословляли на царство первого правителя — юного Михаила Федоровича.

В 1613 году Кострому, где находилась вотчина бояр Романовых, из Москвы прибыло «великое посольство», чтобы вручить будущему государю грамоты об избрании. Делегацию встретили под стенами Ипатьевской обители, где и благословили Михаила Федоровича на царство.

Впоследствии монастырь находился под особым покровительством русских императоров. Он пользовался особыми привилегиями: имел многочисленные угодья, право перевоза через реки Кострому и Волгу, настоятелей монастырей приглашали присутствовать на церковных соборах. Поэтому Ипатий даже стали именовать «Преименитой лаврой» и «колыбелью» дома Романовых.

В год 300-летия правящей династии Кострому посещала царская чета с детьми. Спустя столетие состоялось освящение часовни, возведенной с элементами шат­рового стиля в память о Царственных страстотерпцах. В ее основании замурована капсула с землей, привезенной с Ганиной Ямы, куда были сброшены останки царской семьи и их слуг. Главное украшение святыни — икона-барельеф с изображением всех убиенных.

В главном соборе

Заслуга основания обители и ее благоукрашения принадлежит другой широко известной в России династии — Годуновых. По преданию, родоначальнику, Захарию Чету, предположительно в 1330 году, на месте будущей обители было явление Божией Матери, апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. Он основал монастырь в честь Святой Троицы и заложил первый деревянный храм с приделами, в честь явившихся ему святых.

Уже потомки Захария — Дмитрий и Борис Годуновы возвели здесь первую каменную постройку в 1560 году — Троицкую церковь. Века не простоял храм — был разрушен в результате, по одной версии,  землетрясения, по другой — взрыва пороха. Новый Троицкий собор возвели через два года, в 1652 году. Царь Алексей Михайлович, к которому обратились за разрешением, повелел построить церковь не больше, чем Успенский собор в Ярославле, с приделом апостолу Филиппу и священномученику Ипатию и в честь преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя.

До сих пор этот замечательный образец древнерусской архитектуры в шатровом стиле вызывает восхищение у прибывающих в обитель гостей. Взять хотя бы парадное крыльцо: шарообразные колонны, полукруглые арки, орнамент из простых геометрических фигур, вырезанных по камню, — все этовместе делает его пышным и одновременно строгим, нисколько не умаляя его значения как святыни.

В середине XVIII века костромские резчики под руководством Петра Золотарева создали резной пятиярусный иконостас. Все образы искусно украшены золоченой резьбой в виде виноградной лозы.

Сразу после постройки собора его начали расписывать, но из-за морового поветрия работы прекратились на 30 лет. До сих пор в клейме на северной стене четверика собора сохранились имена живописцев: Василия Ильина Запокровского, Гурия Никитина, возглавлявшего артель мастеров. Его же бригада работала в храмах Московского Кремля, Ростова Великого, Ярославля.

Еще одна примечательная деталь — металлические двери, перенесенные в церковь из разобранного собора XVI века, — пожертвование Дмитрия Годунова. Евангельские сюжеты нанесены на них в технике «огненного золочения» или, как ее называли на Руси, «жжёного злата»: раскаленное золото погружали в ртуть, которую нагревали до высоких температур, и полученную полужидкую смесь наносили на подготовленную поверхность.

Прогулка в прошлое

В сам монастырь гости попадают через Северные парадные ворота между братским и настоятельским корпусами. Их возвели к торжественному прибытию Екатерины II в 1767 году и украсили каменным вензелем императрицы.

Ипатий, как и многие древние монастыри, похож на военную крепость. Обители часто строились по правилам оборонительных сооружений своего времени. Протяженность его стен — полкилометра, по периметру расположены восемь башен. В 1609 году в монастыре засел отряд поляков, выбитый из Костромы. Месяц русские не могли его осадить, пока двое служивых костромчан не сделали подкоп и не взорвали бочку с порохом.

Сегодня в монастыре заново отстроен собор в честь Пресвятой Богородицы, разрушенный во второй половине XIX века. Можно увидеть здание братского корпуса, построенное в конце 1750-х годов, и настоятельский корпус, сохранивший архитектурные черты сразу нескольких веков: три его этажа строились в разные столетия.

Жива и колокольня, возведенная усердием Бориса Годунова. Один из колоколов подарил обители потомок императора Николая I принц Кентский Майкл в 2006 году, в честь 400-летия призвания Михаила Романова на престол. Кампан носит имя «Царь Михаил». Когда-то сам будущий царь со своей матерью, инокиней Марфой, жил в одном из корпусов обители. Сейчас он называется Палатой бояр Романовых.

Кстати, Николай I побывал в Ипатьевском монастыре в 1834 году, и по его повелению в обители был начат ремонт, а из Оружейной палаты были доставлены посох и серебряный ковш, принадлежавшие Михаилу Федоровичу.

Когда монастырь был закрыт, его здания отдали под жилые квартиры, казармы, предприятия. На территории разместили танцплощадку и стадион. Только в 1958 году было принято решение о реставрации, которая продолжалась 20 лет, после чего открылся музейный комплекс.

В Центральном историко-археологическом музее на территории Ипатьевского монастыря экспонируются предметы церковного облачения, богатая коллекция образцов костромской иконописной школы, храмовая утварь. В год столетия трагической гибели царской семьи на территории обители открылась до сих пор действующая выставка «От Ипатьевского монастыря — к Ипатьевскому дому», где представлены вещи, связанные с династией Романовых.

В 1913 году, когда проходили празднования в честь 300-летия царствующей фамилии, августейшая чета посетила Кострому и Ипатьевский монастырь. Город в то время считался одним из центров текстильной промышленности, сбывал свои товары на Нижегородской ярмарке, на Кавказе, в Персии. Во время визита Николая II с семьей в центре Костромы торжественно заложили памятник правящей династии. По проекту архитектора Амандуса Адамсона на высоком основании, устремленном в небо, должно было разместиться 28 фигур — представителей Дома Романовых, а также барельефы с важнейшими историческими событиями. После революции привезенные к постаменту бронзовые фигуры остались лежать в деревянных ящиках, пока их не отправили на переплавку, а на 36-метровом основании установили фигуру Ленина…

Символично, что среди экспонатов выставки есть камень, привезенный из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, из «той самой» комнаты. Здесь представлены некоторые особо почитаемые царской семьей иконы. Так, перед отъездом в Тобольск Царственные страстотерпцы молились у образа Божией Матери «Знамение». Он хранился в их домовом храме в Царском Селе, а после заключения Романовых с ним совершались крестные ходы по дворцу. Казанская икона Божией Матери была венчальной иконой государя и государыни, а «Державная» явила себя 2 марта 1917 года в день отречения Николая II от престола. Некоторые святыни нашли среди личных вещей царской семьи в Ипатьевском доме.

Кострома не отпускает, с какой бы целью вы ни приехали: паломнической или туристической. Помолившись у святынь древнего Ипатия, познакомившись с историей, что хранят стены обители, можно побывать в музее деревянного зодчества недалеко от монастыря, полюбоваться русской природой и познакомиться с бытом наших предков.

Дарья Петрова