Каждый православный христианин знаком с Великим постом, одним из самых тяжелых и древних многодневных постов, смысл которого в подготовке к главному празднику — Светлому Христову Воскресению. Многие даже невоцерковленные люди наслышаны и примеряли на себя практику говения в эти дни. Пост вообще очень древняя традиция, присутствующая почти в каждой религии. Так в чем же особенности именно этого поста? Понять это поможет знание истории.
Как возник?
До III века христианские Церкви по-разному готовились к Пасхе. Первые упоминания о посте появляются во II веке в трудах философа Тертуллиана и богослова Иринея Лионского — там описывается 40‑часовой пост христиан. Он длился от вечера Страстной Пятницы до окончания воскресной Пасхальной литургии. В это время верующие старались полностью воздержаться от пищи и питья. Некоторые говели также 40 дневных и 40 ночных часов, в общей сложности 80. Есть мнение, что первоначально Пасха праздновалась не ежегодно, а еженедельно, и верующие соблюдали пост в пятницу — день крестной смерти Господа Иисуса Христа. Позже появляется пост на шесть дней, то есть на всю Страстную неделю, но уже в начале V века все христиане начинают поститься 40 дней.
Итак, появление тех или иных традиций — процесс исторически обусловленный. Как известно, процесс обращения в христианскую веру в первые века был сложнее. Новообращенным следовало на протяжении 40 дней поститься, молиться и посещать церковь, прежде чем стать ее членами. Возможно, именно по этой причине и произошло удлинение поста от 40 часов до 40 дней.
Можно также предположить, что примером для христиан должны были служить посты пророка Моисея и Самого Господа Иисуса. Соблюдать такой пост людей призывали святитель Иоанн Златоуст и блаженный Иероним. Святитель Амвросий Медиоланский в 380‑е годы обращался к верующим: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же <…>, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился».
Как соблюдался?
На протяжении всей истории Великого поста люди постились по двум уставам: сначала по Студийскому, позже — по Иерусалимскому. Первый, разработанный преподобным Феодором, был уставом монашеской жизни и богослужения. Согласно ему, на протяжении Великого поста позволялось есть один раз в день, в три часа пополудни. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, в эти дни можно было употреблять вино и оливковое масло. Рацион состоял из сушеных и неразваренных плодов, вино запрещалось, вместо него пили «благосмешение» из перца, тмина и аниса.
Студийский устав был принят основателем иночества на Руси — игуменом Киево-Печерского монастыря преподобным Феодосием. Именно на него ориентировались духовники и верующие христиане, зачастую забывая, что такой строгий пост создан для монахов. «Некоторые не по уму ревностные русские духовники, — замечает по этому поводу известный проповедник протоиерей Константин Пархоменко, — стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься. Соответственно, младенца требовали отнимать от груди и раньше года».
В течение XIII–XIV веков на Руси произошла смена уставов. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский. Впрочем, он был еще строже, предписывая одинаковый пост как для церковнослужителей, так и для мирян. В первую неделю Великого поста уставом благословлялось сухоядение без масла раз в день. Рыбу можно было есть только на праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Основной рацион составляли хлеб, вода, вареная пища без масла, сырые или квашеные овощи, зелень, мед. В субботы и воскресенья как мирянам, так и инокам разрешались масло и вино.
Но одно дело устав, а другое — практика. Для простых христиан такие ограничения в еде были крайне строги, поэтому многие епископы смягчали их. В соблюдении поста мирянам, также как и церковнослужителям, следовало в первую очередь прислушиваться к рассуждениям своего духовного отца. Таким образом, у верующих появился выбор: они могли, оценив свои силы, поститься либо по монашескому уставу, либо в «щадящем режиме».
Как постились век назад?
XX век стал настоящим испытанием для православия в России. Гонения на духовенство, закрытие и разрушение храмов, мощная атеистическая пропаганда. Казалось бы, о каком соблюдении церковных правил могла идти речь? Тем более удивительно, что миряне и в столь тяжелое время продолжали соблюдать традиции, в том числе пост.
В марте 1923 года вышел циркуляр ЦК РКП(б) «Об антирелигиозной кампании во время Пасхи». Так как антихристианская пропаганда в первую очередь была направлена на молодежь, то ситуация в городе и сельской местности сильно отличалась. В городах молодежь в основном стыдилась или боялась ходить в церковь. А в губерниях люди могли свободнее придерживаться вековых обычаев. Например, во Владимирской губернии верующие продолжали соблюдать пост, даже когда в деревнях уже действовали клубы, красные уголки, «культпросветы». Во время Великого поста прекращались гулянья. Встречи продолжались, но были уже не такими шумными и веселыми. Считалось грехом петь песни во время поста, играть на гармони, гулять по вечерам и даже прясть. Священники отказывались венчать тех, кто не постился в это время.
В 1920–1930‑е годы обычный рацион человека не сильно отличался от постного. В основном люди ели щи из капусты без приправ, похлебку из картофеля с пшеном, пшенную кашу, вареный, очищенный и обжаренный без масла картофель. Во время поста в пищу употребляли также пироги без начинки, гречневую и пшенную каши, отварной картофель, ржаной хлеб или пресные ржаные лепешки — преснушки. Из напитков были квас, редко чай, заваривали сушеные травы, пили, закусывая хлебом или пирогами.
Конечно, традиции, связанные с Великим постом, в разных губерниях отличались. Так, например, в Рязанском крае пост соблюдали более строго. В первый день съедали сухарик и пили теплую воду. На второй снова пили простую воду, вкушали просфору. На третий день, в среду, пили компот, съедали отварной картофель с огурцом. На четвертый день — хлеб с водой. На пятый — освящали в храме кутью из риса с изюмом и съедали ее дома.
Немного иначе выглядело меню зажиточного крестьянина Раненбургского уезда. В его рационе во время Великого поста были черный ржаной хлеб, тесто из ржаной муки, квас с картофелем или капустой, редькой, хреном, отварной горох. По субботам и воскресеньям, когда растительное масло (конопляное или подсолнечное) разрешалось, с ним готовили ржаной пирог, щи или суп, лапшу, кашу, картофель, гороховый кисель, блины.
Современные традиции
Хорошо это или плохо, но в наше время соблюдать пост стало проще. Не с точки зрения духовных усилий (искушений стало, пожалуй, и больше), а чисто технически. Решил поститься — все для этого есть! В магазинах в преддверии Великого поста появляются растительные колбасы, котлеты, майонез, кондитерские изделия с маркировкой «постный продукт». Многим, тем не менее, тяжело придерживаться строгого поста из-за проблем со здоровьем. Верующий человек может обсудить это со своим духовником.
Ограничения в еде далеко не главный смысл пощения. Очистить душу — вот что человек должен в первую очередь в этот период. Не стоит думать, что пост заключается в соблюдении диеты. Начинать следует не с этого. Помимо ограничений в еде нужно усерднее молиться, чаще посещать богослужения и внимательно следить за собой: не сквернословить, не завидовать, не хвастаться, не осуждать — каждый и сам знает собственный перечень «любимых» грехов. А пищевая умеренность призвана лишь помочь духовному зрению.
Мария Казакова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.