С точки зрения неверующего человека, от болезни нужно как можно скорее избавиться, причем не важно, какими путями. С точки зрения человека верующего, болезнь посылается нам Богом зачастую для вразумления, для испытания, для приобретения такого важного христианского качества, как терпение в скорбях. Разумеется, и христианин обращается к врачам, желает стать здоровым, но на болезнь свою смотрит все же под другим углом. Нынешняя подборка вопросов прихожан — об этом.
Во время Великого поста во многих храмах совершается соборование. Но я слышал, что соборуют перед смертью, а другие говорят, что для исцеления болезней. Как же на самом деле?
— Соборование (правильное название — Елеосвящение) — одно из семи таинств Православной Церкви. Совершается оно над больными для исцеления их от болезней — душевных и телесных. Здесь Церковь исходит из понимания физической немощи человека как следствия его греха. Поэтому в молитвах Елеосвящения священник просит прежде всего о прощении грехов болящего и через это благодатное исцеление — выздоровления физического.
Еще в дохристианские времена было принято больного помазывать маслом, смешанным с вином, и просить при этом у Бога помощи для его выздоровления. Именно об этом рассказывает в притче о милосердном самарянине Иисус Христос. Этот обычай был принят от древности и христианами, только обращались они в молитвах к Спасителю, как истинному и единственному Врачу душ и телес. Для совершения таинства Елеосвящения собираются семь священников (хотя его может совершать и один), читаются канон, молитвы на освящение масла, которое смешивается с вином, поются тропари святым, читаются также семь отрывков из Посланий апостолов и Евангелия. По прочтении каждого евангельского отрывка священник крестообразно помазывает лоб, щеки, грудь и руки больного с молитвой ко Господу. После последнего помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие письменами вниз — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя и при этом молится о прощении всех грехов болящего.
К сожалению, существует мнение, что соборование совершается над человеком на пороге смерти. Это не так. Это таинство не последнее напутствие умирающим, а просьба об исцелении, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания. Не как к магическому действию или чудодейственной таблетке прибегает человек к Елеосвящению, но с пониманием, что в мире, где есть место страданию, горю, испытаниям, нужно следовать воле Божией, ибо Он «победил мир» (Ин 16:33), а болезни и страдания претворить в условия для встречи со Христом.
Как можно исповедоваться больному, который не может говорить, например, находится без сознания?
— Исповедь или покаяние — сознательный акт, совершаемый человеком, безусловно, свободно и в полном рассудке. Больные, не имеющие возможности говорить, но желающие покаяться, должны выразить сокрушение о своих грехах хотя бы какими-нибудь внешними знаками, но сделать это сами, а то нередко бывает, когда, к примеру, дочь записывает грехи, читает этот список больной матери, а потом пришедшему священнику. Это неправильно, потому что в таинстве Исповеди принимают участие только трое: незримо — Господь наш Иисус Христос, священник и сам исповедующийся. Над больными без сознания таинство Исповеди не совершается, но, если известно, что больной был православным и не ожесточенным грешником, допускается священнику прочесть над ним разрешительную молитву.
Депрессия и уныние — это одно и то же, это болезнь?
— Слово «уныние» нынче не в моде. Чаще мы слышим: «депрессия», «депрессивное состояние» и т. п. Но какие бы термины человек ни изобретал, суть остается. «Знай, чадо, что восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они-то ведут брань со всяким человеком», — так говорил преподобный Ефрем Сирин. Отсюда становится понятным, что безвременная печаль и уныние, приводящие к отчаянию, есть не что иное, как нападение врага человека — дьявола. А это значит, что и относиться к этому состоянию необходимо как к настоящей борьбе, борьбе за душу.
Почему сейчас, когда, казалось бы, человеку можно жить да радоваться, так часто посещает его уныние? Люди неверующие объясняют это условиями жизни, трудностями экономического, социального характера, но для человека верующего понятно, что причина кроется в другом. Один из персонажей романа Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима определяет эту причину так: «И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше». Мне кажется, сказано очень точно. Мы сами попускаем грех уныния, стремясь к мнимому благополучию, к земным благам, забывая, что искать-то нужно прежде Царства Небесного, которое, по словам Спасителя, «внутри вас есть» (Лк 17:21). «Все скорбное, что случается с нами, происходит от нашего возношения», — говорил святой Марк Подвижник.
Человек верующий тоже не застрахован, разумеется, от искушения унынием, но все же имеет средства победить этот грех, преодолеть уныние и даже само отчаяние: «Мы всюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем», — писал о христианах апостол Павел во 2‑м Послании к коринфянам. Почаще нам, именующим себя христианами, следует читать апостольские послания, учиться у первых христиан стойкости, терпению, умению надеяться на Бога, видеть Его благой Промысл о нас даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, всегда помнить, что за временной, суетной жизнью ждет нас жизнь вечная.
Вот конкретный совет святого Ефрема Сирина: «Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чем-либо временном; но если тебя язвят словом или беспокоят, или бесчестят, не печалься, а, напротив того, радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в сем случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть. Если хочешь победить уныние, займись хотя ненадолго каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись».
Как и от любого греха, от греха уныния есть лекарство. Это еще и вечные ценности христианского мира: таинства Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин. Главное, чтобы человек хотел принимать это лекарство. Дальше поможет Господь.
Что бы ни говорили, а некоторые народные целители действительно помогают людям избавиться от болезней и несчастий. Церковь все равно против них?
— Это смотря как понимать болезнь. Верующий человек знает, что не все средства здесь хороши, он не побежит к экстрасенсу или, как они теперь себя называют, «народному целителю», чтобы тот «снял с него порчу и почистил карму». А то, что такие «целители» (нередко обыкновенные шарлатаны) обладают определенными умениями и силой лечить болезни, никто не спорит. Вопрос, каков источник этой силы? Господь или «князь мира сего»? Церковь предупреждает, что, обращаясь к колдуну за помощью, вы можете, поправляя (часто на недолгое время) физическое здоровье, повредить своей душе.
А есть ли истинные целители? Безусловно, есть. Но они не дают рекламных объявлений в газетах и на телевидении. Напротив, они стараются, чтобы о них знали как можно меньше, потому что они христиане и главным своим деланием по праву считают молитву. Церковная история знает множество таких безмездных врачей: святой Пантелеимон Целитель, братья Косьма и Дамиан, Кир и Иоанн, преподобный Агапит Печерский и многие другие.
И сейчас есть такие молитвенники, которым Господь дает благодать исцелений. Но они находятся в лоне Православной Церкви — исповедуются, причащаются, ведут подвижнический образ жизни и бегут от прелести считать себя умеющими исцелять, изгонять бесов, воскрешать мертвых, за что, ничтоже сумняшеся, берутся далекие от Церкви «целители».
Я человек больной, и каждое утро мне обязательно нужно пить лекарство и запивать его водой. Как же мне причащаться?
— Выпейте свое лекарство и спокойно идите в храм. Конечно, лучше сделать это как можно раньше — часов в пять-шесть утра. Вспомните 50‑й псалом: «…Сердце чисто созижди во мне, Боже…» Вот что главное — чистое сердце, а не желудок. Да, в Православной Церкви традиционно принято причащаться натощак, но это касается здоровых людей. Господь милостив, Он не отвергнет от Святой Чаши больного, при условии, разумеется, что тот духовно готов к причащению Святых Таин.
Почему на свет появляются больные дети, инвалиды? Это действительно наказание Бога за грехи?
— Господь желает всем спастись и в познание истины прийти (1 Тим 2:4). Божия любовь и милость изливается на всех, но другое дело, что люди сами не хотят порой своего спасения. Заповеди Господни есть предупреждение: не делай так, иначе тебе будет плохо. Православное учение утверждает, что грех — это рана, которую грешник наносит сам себе. Но не слушает человек предостережений и совершает грехи. Разве Бог наказывает грешника? Нет, Он предупреждает, а грешник наказывает себя сам.
Для вразумления человека Господь попускает болезни. Нарушение заповедей ведет к серьезным немощам, как душевным, так и телесным. Закономерно, что у больного человека рождаются больные дети (потомство алкоголика или наркомана не может быть здоровым). Рождение таких детей является для всех нас вразумлением: человек, ты живешь неправильно, ты нарушаешь естественные законы — смотри, к чему это приводит. В определенном смысле это можно рассматривать как наказание.
Но Господь и исцеляет по искренней молитве, по стремлению к познанию истины. Души здоровых и больных равны пред Ним, всем, желающим спасения в вечности, предоставляется эта возможность, но многим — через страдание, очищающее и исцеляющее нас, хотя это кажется иногда жестоким.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.