Бытописание Ветхого Завета, относящееся ко Всемирному потопу, приобретает особую детализацию: человечество приближается к новой вехе своей истории, в которой имена потомков Ноя, единственного оставшегося на земле праведника, вместе с семьей спасшегося во всемирной катастрофе, запечатлеются в названиях стран и народов. Рассмотрим историю Всемирного потопа, излагаемую в 6–9‑й главах Книги Бытия.
Господство открытого греха
Как ни далеки были изначально потомки Сифа и Каина, постепенно взаимные отношения образовали между ними тесную связь, и пороки, бывшие прежде уделом исключительно каинитов, стали теперь общим достоянием. По выражению Слова Божиего, люди стали «плотью» (Быт 6:3). «Потому что они совершенно предались плотским делам и не пользовались по-надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души», — пишет святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Книгу Бытия».
Когда Бог увидел, что развращение людей достигло крайней степени, а предметом мыслей их всю жизнь служит только зло, Он положил истребить с лица земли человечество, а с ним и все живое, сотворенное для пользы человека. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5). Это, очевидно, была не просто естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. Исполины, рождающиеся от смешения сифитов с каинитами, полагаясь на свою силу, внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления.
«Настало время, в которое надобно было употребить нож, чтоб остановить увеличение раны, — поясняет святитель Иоанн Златоуст логику Божиего Промысла. — Поелику вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть ее от всякой нечистоты и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтоб не оставалось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий; то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и, согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив вселенную этим потопом и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны и растления, сделал ее прекраснейшею и снова явил нам светлым лицо ее оттого, что не позволил остаться и следу прежнего безобразия».
Раскаяние Божие
Сотворенные для человека, животные должны были разделить участь людей. «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их» (Быт 6:7). Раскаяние Божие, разумеется, не означает, что Творец ожидал иного развития событий: по Своему всеведению Он не мог не знать будущего — слова эти показывают искреннее сожаление Божие о человеке и мире.
В те злосчастные годы на земле оставался всего один помнящий Бога человек — правнук благочестивого Еноха Ной. Ему Господь и открывает в подробностях план спасения: «…конец всякой плоти пришел пред лицо Мое. Сделай себе ковчег из дерева гофер» (подобие современного кедра или кипариса). Более 100 лет праведный Ной строил ковчег по точному указанию Божию — длиной 300 локтей, шириной 50 локтей и высотой 30 локтей. Он был осмолен внутри и снаружи. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку — дверь. Он состоял из трех ярусов со множеством отделений для скота и корма.
В продолжении строительства Ной не переставал призывать людей к покаянию. Самой красноречивой проповедью было само сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Но, насмехаясь над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк 17:27). Ко времени окончания ковчега Ною было 600 лет, и тогда Господь повелел ему войти в него с женой, тремя сыновьями и их женами, а также с определенным количеством животных, как чистых (которых можно приносить в жертву), так и нечистых.
Радуга над великой бездной
И вот «…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт 7:11–12). Уровень воды поднимался 150 дней, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» (Быт 7:21). Один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову.
Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это был не просто дождь. Покрыть допотопный рельеф могли лишь нахлынувшие воды океана и интенсивные выбросы подземных вод через разломы в земной коре. Тектонические движения привели к подъему океанического дна, значительно повысив уровень океана. Современные геологи находят множество подтверждений этой всемирной катастрофы.
Через год вода убыла, и Ноев ковчег остановился на горах Араратских (территория современной Армении). Ной многократно выпускал ворона, а затем голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с материка, и когда голубь возвратился со свежим масличным листом в клюве, это стало символом новой мирной жизни.
Спасенные люди возблагодарили Бога, а Ной устроил жертвенник и принес жертвы Завета. Проявление благочестия было угодно Господу, и Он торжественно обещал праведнику, что «не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт 9:11). В знамение этого завета Господь положил радугу.
Новые заповеди возрожденного человечества
Праведному Ною предстояло начать новую жизнь подобно праотцу Адаму при выходе из рая, но в более трудных условиях. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9:1). При этом в послепотопную эру к уже существующим Божиим установлениям субботы и брака были присоединены запрет употребления крови и запрет человекоубийства.
Теперь Господь благословляет человеку в пищу не только растения, но и животных. К этому вынуждали скудость послепотопной растительности, ослабленность людей после долгого жительства в ковчеге, а также определение человеку значительно более короткой жизни и, соответственно, меньших жизненных сил.
В пищу были определены лишь так называемые чистые животные. Но разделение на чистых и нечистых носило в значительной степени условный характер и призвано было напоминать о необходимости различения добродетели и греха. Так, повелевая не есть хищных птиц: орла, ястреба, коршуна, — Господь подсказывал избегать хищения, добывать себе пищу трудом. Он также запретил вкушать кровь животных: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт 9:4), потому что «душа тела (животных) в крови…» (Лев 17:11). Кровь как символ жизни, принадлежащей Богу, Господь предназначил для жертвоприношений и исключил из пищи человека. Мясоедство предотвращало людей от обожествления животных и идолопоклонства: неприлично боготворить то, что можно убить и съесть.
Бог впервые грозно запрещает человекоубийство — на том основании, что все люди братья и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, — говорит Господь, — того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6).
Прообразы в истории Ноя
История Ноя имеет глубокий сокровенный смысл. Святые отцы находили, что Всемирный потоп прообразовывал собою, во-первых, новозаветное таинство Крещения, установленное в Церкви Христом, а во-вторых, истину будущего всеобщего воскресения мертвых.
«В потопе было таинство людей спасаемых, — говорит святой мученик Иустин Философ. — Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, <…> составляя числом восемь, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры, и дерева, содержащаго таинство Креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим».
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о прообразовательном значении Всемирного потопа, пишет: «прошедшее было прообразом будущего. Именно: ковчег (есть) Церковь, Ной — Христос, голубь — Дух Святой, масличная ветвь — человеколюбие Божие. Как ковчег бывших внутри его спас посреди моря, так и Церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спас, а Церковь делает нечто больше. Примерно скажу: ковчег принял в себя бессловесных — и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных человеков и не только спасает их, но и переменяет. Принял ковчег ворона — и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает голубя, принимает волка, а выпускает его овцой».
«Где не говорило Божественное Писание о воскресении?.. Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия», — восклицает святитель Епифаний Кипрский.
По слову же Самого Спасителя, «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф 24:37–39). День Своего пришествия и кончины мира Господь скрыл от нас, чтобы люди не откладывали своих трудов, боролись с грехом и каждодневно готовились к встрече со Христом, к Его Страшному Суду.
иерей Сергий Ураков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.