Всем нравится получать комплименты. Вот, допустим, вам говорят, что вы являетесь чьей-то гордостью. Безусловно, приятно, согласитесь? Но люди православные, услышав такое, немного смутятся. А порхающие неофиты могут даже возмутиться, оскорбиться и… сразу отправиться на исповедь. Ведь гордыня является одним из самых страшных смертных грехов. Из-за гордыни, между прочим, был низвергнут на землю некогда самый совершенный ангел Создателя — Денница. А затем, возгордившись собой, пали Адам и Ева, пожелавшие стать равными Богу…
И все-таки… возможна ли гордость со знаком плюс? Действительно, многие из нас могут сказать, что чем-то гордятся: страной, родителями, детьми, да и собственными успехами и достижениями. Понимать свою значимость нормально, ведь человек сотворен по образу и подобию Божию и является уникальным существом на земле. Так почему же святые отцы называют гордость матерью всех пороков, а Священное Писание говорит, что «начало греха — гордыня» (Сир 10:15)?
Итак, есть ли существенная разница между гордостью и гордыней? И как чувство собственного достоинства интегрируется в православии?
С точки зрения лингвиста и верующего
В русском языке гордость и гордыня — однокоренные слова. Многие считают даже, что это синонимы. Попробуем разобраться. Для начала заглянем в «Толковый словарь» Ожегова, прочтем определения: «Гордость: 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Гордость победой. 3. Кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент — гордость института. 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит». «Гордыня — непомерная гордость. Обуздать свою гордыню».
Автор «Словаря живого великорусского языка» Владимир Даль различий между гордостью и гордыней не видел, и оба слова определял так: «Гордость, гордыня, горделивость — качество, свойство гордого. Гордым быть — глупым слыть. Гордый — кичливый, надменный, заносчивый; надутый; кто ставит себя самого выше прочих».
Стало быть, исходя из определений, слова «гордость» и «гордыня» вовсе не синонимы. Они составляют паронимическую пару, то есть похожи в написании и созвучны, но отличаются значением. При этом значение этих слов не противоположно друг другу.
Разбираясь в вопросе, гордость — это плохо или хорошо, я заметила, что мнения на этот счет расходятся между людьми воцерковленными и далекими от веры. Верующие использует это слово с осторожностью. Но и в их речи оно, безусловно, присутствует. Как сказал недавно мой хороший знакомый: «Ну, как я могу не гордиться спортивными успехами своей дочери? Но если я буду говорить об этом всем вокруг, это уже будет хвастовством»… Гордыня же ни у тех, ни у других не вызывает положительных эмоций. Это как бы производная от гордости, искривленная, в разы увеличенная и обезображенная. Разрастаясь внутри души, она может дойти до невероятных размеров и довести человека до ада. И главная ее опасность в том, что ни один другой грех не может вырасти до таких огромных размеров, как этот. Гордость есть меньшее зло, ее сравнивают с доброкачественной опухолью, в то время как гордыню — со злокачественной.
А если опереться на авторитетные мнения? Покойный протоиерей Димитрий Смирнов считал, что гордость и гордыня — это степени одной страсти. Поэтому как бы нам ни хотелось добавить в гордость позитивного смысла, записывать ее в добродетели все же нельзя. Гордость — это обычное свойство всякого грешного человека, каким является каждый из нас. Поэтому, когда говорят, что от гордости невозможно избавиться окончательно, имеется в виду, что невозможно полностью победить свою греховность. Мы можем сказать о ком-то, что это человек не гордый, но это не означает, что в нем нет гордости — лишь то, что она в нем незаметна. Или то, что он с ней борется. Да и не часто гордость заметишь. «Она не вовне, она — в настроении», — писал преподобный Феофан Затворник.
У человека, обуреваемого гордыней, гордость проявляется во всем: выражении лица, мимике, одежде, манере общения с ближними, словах и поступках. Заполняет собою все. Человек словно перестает видеть и слышать себя со стороны. Если на гордого еще можно повлиять авторитетом или законом, то для человека, пребывающего в гордыне, нет никаких тормозов: ни духовных, ни светских, ни административных, ни уголовных. У него все виноваты, один он умный.
Диагностика и лечение
Гордыня как болезнь может завладеть любым человеком. Одним из ее признаков является обидчивость. Гордый человек желает во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения. В разговоре он часто произносит местоимение «я». Или выставляет себя в качестве примера, эталона. Гордый проявляет нетерпение.
С гордостью человек может бороться — для этого нужно смирять себя. Гордыня поддается излечению труднее. В любом случае нужна помощь Божия для преодоления страсти. Вспомним слова из Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4). Вся земная жизнь Спасителя являет собой пример преодоления гордыни. Господь Иисус Христос многократно показывал пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере (в иудейской традиции омывать хозяевам ноги перед трапезой должны были слуги) и заканчивая мученической кончиной на Кресте. Все Евангелие учит нас не превозноситься над другими, а именно ближнего ставить выше себя и ему служить.
Что же нужно, чтобы справиться с гордыней? Прежде всего молиться Богу и просить помощи в том, чтобы научиться видеть в себе гордость, то есть, собственно, видеть свои грехи. И в том, чтобы никого не осуждать. «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», — взывает в своей молитве преподобный Ефрем Сирин. Осуждает тот, кто не видит своих грехов. Можно вспомнить евангельскую притчу о сучке и бревне в глазу. Хорошо бы поставить себе за правило: не осуждать даже явных злодеев. Это вовсе не значит соглашаться с грехом или оправдывать его. Просто, осуждая, мы как бы говорим этим, что сами на такое не способны. И гордимся своей чистотой в этом случае. Однако, по опыту поколений, такая самоуверенность обычно наказывается впадением в тот же грех, пусть в ином масштабе и других обстоятельствах.
В компании страстей
Гордыня приходит не одна. Каждый человек уникален, и неудивительно, что многим хочется выделиться из толпы. Это желание, между тем, уже свидетельствует о присутствии гордости. Кто-то зацикливается на одежде и прическе. Человек начинает стремиться к славе, искать похвалы, хочет возвыситься в глазах других людей. Это проявление «дочек» гордости — тщеславия и честолюбия.
Святитель Игнатий Брянчанинов определяет тщеславие как «искание славы, хвастовство, желание земных почестей, любление красивых одежд… внимание к красоте своего лица, приятности голоса, качеству тела, расположение к искусствам и наукам гибнущим и искание в них успеха для славы, стыд исповедовать свои грехи, лукавство, самооправдание».
В нашем XXI веке интернет становится своеобразной ярмаркой тщеславия, где желаемое легко выдать за действительное. Человек в сети представляет не себя, а того, кем он хотел бы казаться, свой придуманный образ. Он добавляет к своей жизни ярких красок: красивый, умный, богатый, порядочный, с хорошим чувством юмора и так далее по списку. Обманывая других, мы обманываем себя, зато тешим свое самолюбие, свою гордыню. Доверчивые люди верят красивым картинкам успешной жизни своих бывших одноклассников, коллег, знакомых, — и страдают от зависти и неудовлетворенности.
Кстати, заниженная самооценка — тоже болезнь гордых людей. Ведь если нет болезненной гордости, ты не будешь так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Скорее, задумаешься о том, чего тебе не хватает, чтобы реализовать свои таланты и пойти по выбранному пути. Помимо стремлений нужно учиться еще и терпению, которое тесно связано со смирением.
Где тщеславие, там и хвастовство. Вот мы приобретаем красивую вещь или достигаем каких-либо высот — конечно, сразу же хочется, чтобы об этом знало как можно больше людей. Точно ли нами движет желание поделиться своей радостью — или банальное красование? Духовники советуют рассказывать о радостных событиях своей жизни только самым близким людям. Существует и народная мудрость. Моя бабушка любила говорить: «Чем хвалишься, без того останешься».
Многословие тоже родня гордости. В нем прослеживается уверенность в личном превосходстве, в праве на чужое время и внимание.
Спаситель вообще говорит, что добрые дела не следует творить напоказ. Те, кто творит милостыню перед людьми, уже получают награду свою. По слову Спасителя добрые дела надо скрывать даже от себя. Не созерцать их внутренне, не вспоминать, не услаждаться мыслью о содеянном. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». И тогда «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:4).
Я не горжусь — я радуюсь!
А что же с уверенностью большинства «невинных гордецов» за свою страну, почтенных родителей, успехи детей — в том, что их гордость — это просто великая радость за честь, достоинство и самоуважение? Глубину сердца видит Бог, и только Он оценит подлинный источник такой гордости: благодарность за то, что ты причастен к успехам семьи и народа, или уверенность в том, что и ты такой же, как великая страна, твои успешные родители и дети…
Действительно, мы не выбираем, в какой стране родиться, не выбираем своих родителей, да и детей нам тоже дает Господь. Но для верующего человека естественно не гордиться тем, что Бог ему дал, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать все зависящее, чтобы оправдать Божий дар. У апостола Павла есть хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим 11:20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем.
Текст: Татьяна Гарина
Две гордости: смысловая ловушка
Иерей Илия Третьяков:
— Великий могучий русский язык сформировался под влиянием древнерусского и церковнославянского языков. Поэтому многие слова, особенно те, которые относятся к церковной тематике, ведут свое происхождение от лет и языков древних. Но по причинам историческим языки светский и церковный развивались по-разному. Из-за этой разницы в развитии и появились церковнославяно-русские паронимы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют различное значение в современном русском и церковнославянском языках.
Ярким примером такой смысловой ловушки является пара понятий «гордость — гордыня». В светском контексте гордость обычно понимают в позитивном ключе. Общепринято гордиться Отечеством, достижениями талантливых людей, своей семьей, успехами детей. Гордыня даже в светском контексте воспринимается как порок, потому что зачастую заставляет включить эмоциональный механизм гордости на пустом месте. Горжусь не позитивными достижениями, а просто так — это гордыня, и она неприемлема даже с точки зрения светской этики.
Однако верующий христианин, который имеет представление о духовной жизни, о добродетелях и пороках, укорененный в церковной святоотеческой традиции, никогда не согласится с таким позитивным пониманием гордости. Для христианина гордыня как страсть и гордость как проявление этой страсти имеют однозначно греховную окраску. Святые отцы называют гордость матерью всех пороков и предупреждают, что идущий по пути гордыни сначала превозносится над ближним, а потом над самим Господом Богом.
Преподобный авва Дорофей пишет: «Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего не значащего, а себя считает выше его. Такой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и старанием, а не помощью Божией».
В горделивом угаре человек считает себя центром Вселенной, свое мнение — единственно верным, а достигнутые результаты — целиком своей заслугой. Самое точное определение гордости будет в перефразе слов древнего философа: «Я — мера всех вещей».
Соответствующее греховному диагнозу лечение мы находим и в Священном Писании, и в сокровищнице Предания Церкви. Общее направление — поменьше обращать внимание на себя и свои заслуги, а побольше трудиться во славу Божию и на пользу ближнему. Поэтому лучшим лечением воспаленной гордости будет смирение. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10).