Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > В сиянии Божественного света
17:11, 12 августа 2011

В сиянии Божественного света

Вторая половина августа для православного христианина ― это время Успенского поста. Успенский пост наступает с 14 августа и продолжается две недели, до 28 августа ― праздника Успения Пресвятой Богородицы. Пост этот был установлен Церковью с древних времен, а в 1166 году была точно определена его продолжительность.

Его называют не только Богородичным, но и Спасовым, поскольку на это время приходятся праздники, посвященные Спасителю Иисусу Христу. В богослужении и праздничной проповеди Церковь рассказывает нам, как Божество Богочеловека Христа открывается человечеству и благодатно воздействует на всю тварь…

Праздник Креста Господня

Начало поста ― 14 августа ― совпадает с праздником Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня. Это один из тех праздников Православной Церкви, что посвящены почитанию Креста Господня.

Почитание Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, началось уже после кончины, Воскресения и Вознесения Спасителя. Если Слово о Кресте (Евангельская весть о крестных страданиях, смерти и Воскресении Христовом) для спасаемых (истинных православных христиан) ― сила Божия, то и образ креста обладает подобной же силой.

Бывает, что достаточно с верою осенить себя крестным знамением или начертать образ креста перед собою ― и развеются искушения лукавых духов, отступит все темное и недоброе, человек находит в себе силы, чтобы с верою и терпением переносить все свои невзгоды и испытания. Однако обращение ко кресту должно переносить наш ум на Того, Кто распят на нем, и благодаря Кому Крестное древо приобрело свою животворящую силу.

Праздник происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII―XIII веках он утвердился уже во всех православных церквях. На Руси же появился с распространением Иерусалимского устава в конце ХIV века.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: „По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (то есть 13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали в Великой церкви (то есть в знаменитом константинопольском храме Святой Софии). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного креста“.

Тайна Преображения

Исторически Преображению предшествует речь Христа о Его крестной смерти и Воскресении. В последний год Своего общественного служения, пребывая в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих Своих страданий открывает ученикам то, что „Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть“ (Мф 16: 21).

Видя печаль на лицах учеников, Христос произносит знаменитые слова о том, что возлюбленные ученики Его своими глазами и сердцами увидят ту славу, то великолепие, в каком станет пребывать их Божественный Учитель, когда будет Он возвращаться к Отцу. И буквально через неделю Христос являет апостолам Свою неземную славу (Мф 16: 28).

„Берет Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возводит их на гору высокую, отдельно от других“ (Мф 17, 1). Обратим здесь внимание на два момента, которые, несомненно, должны быть важными для нас.

Первый момент связан с горой. Гора издревле олицетворяла собой высоту, возвышенность над миром и в каком-то смысле даже отделенность от мира. Недаром самая яркая проповедь Христа ― проповедь именно Нагорная. Иными словами, чтобы увидеть чудо, необходимо возвыситься над обыденностью. Чтобы почувствовать близость Бога, нужно оторваться от житейской суеты.

Второй момент связан непосредственно с самими учениками. Христос берет не всех учеников, а лишь троих, наиболее близких Ему по духу. Петра ― как олицетворение веры, как камень, скалу, на которой вера зиждется. Иакова ― как олицетворение усердия в вере и исполнении закона. И, наконец, Иоанна ― как олицетворение любви…

Чтобы дать Христу возможность преобразить человеческую природу, необходимо быть усердным в исполнении заповедей, иметь непоколебимую веру и, самое главное, всем сердцем любить Бога.

Общение Заветов

Здесь, на вершине горы Фавор, апостолы видят перед собой не только Учителя, но и столпов ветхозаветной веры Моисея и Илию. Первый некогда вывел народ из египетского рабства. И исход из этого рабства прообразовал собой бегство от греха в обетованную землю Любви. Второй старательно, а иногда и жестко удерживал Израиль от тьмы идолопоклонства.

Именно Илия Пророк стал вечной совестью богоизбранного народа, столь часто изменявшего своему Отцу. Именно они всю свою жизнь ожидали Мессию и обрели Его в вечности.

О чем же говорили Илия и Моисей? Об этом упоминает лишь евангелист Лука. Их речь была „о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме“ (Лк 9: 31). В этом исходе заключалось все ― и торжественная процессия входа с криками „Осанна сыну Давидову“, и пламенная проповедь, и крест, и смерть, и Воскресение. Впрочем, завеса будущей тайны была едва-едва приподнята…

В этом странном для земных людей общении ― преемственность заветов. Смерть и Воскресение Христа предсказываются древними пророками. И Бог Ветхого Завета, и Бог Нового Завета ― это не разные боги, но это Един Господь Вседержитель. И пришествие Христа ― это дивное явление все Того же Бога, Который некогда вел народ израильский к обетованной земле. Соответственно и вера Нового Завета ― это не отрицание ветхозаветной веры, но ее смысловое завершение.

Лицо Христа просияло как солнце, и одежды Его сделались белы как свет… Евангелист Марк вещает о том, что цвет одежд был таков, каким его не может сделать ни один белильщик. Никакое человеческое искусство не способно придать столь ослепительной белизны одеждам, но Сам Бог выбелил их… Так образно писатель говорит нам о том, что тело Христа преображено было не путем человеческих усилий, но ― Духом, нисшедшим с небес.

Преображение Христа отныне стало основанием преображения всякого человека, и в основе этого Преображения лежит Дух, Благодать, Дар, восполняющий недостающее…

К обретению света Вечности

Таким увидели своего Учителя апостолы. И реакция апостола Петра в какой-то степени совершенно неожиданна для нас. Петр предлагает Спасителю: „Если хочешь, сделаем здесь три шатра: Тебе один, и Моисею один, и Илии один“ (Мф 17: 4). Ему, как и его спутникам, „хорошо зде быти“. Они чувствуют себя дома, их сердце пребывает в праздничном веселье. Но эта „хорошесть“ не есть просто гамма приятных ощущений ― это вторжение мира духовного в мир земной, это отзвук преображающего голоса Царства.

„Но Иисус,― пишет преподобный Ефрем Сирин,― тотчас показывает ему, что не имеет нужды в скинии, ибо Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет Сам делал в пустыне палатки из облака его отцам“. И как бы в подтверждение Его слов ―„се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“ (Мф 17: 5). В этом голосе ― новое явление Святой Троицы. Голос Отца с небес и веяние Духа в Преображенном Сыне…

И вот теперь уже приходит время устрашиться и убояться, удивившись масштабам происшедшего. При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: „Встаньте, не бойтесь“ (Мф 17: 7) И, подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса.

Они стали спускаться с горы. По дороге Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном ими. Впереди ждала их Пасха Страданий…

„Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный“,― поем мы из глубины нашего сердца, пребывая на молитве в храме. И этим мы как бы свидетельствуем о своем сокровенном желании ― желании обретения света Вечности. И дай нам Бог, чтобы желание этого присносущного света никогда не покидало нас, ибо в этом ― залог обретения Царства и вечной жизни с Богом.

Установлением Успенского поста Церковь призывает верующих подражать Пресвятой Богородице, Которая всю Свою жизнь проводила в подвигах поста и молитвы и особенно усилила пост перед Своим Успением.

Церковь также побуждает нас к духовному преображению, рассматривая пост как действенное средство к благодатному внутреннему озарению. Но озарение это невозможно без обретения того света Вечности, который Господь открывает нам, если сердце наше готово воспринять этот свет.

Иерей Михаил Парфенов,
Дмитрий Угрюмов

«Нижегородские епархиальные ведомости», №15(204), 2011 г.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.