О том, что на современном Московском шоссе в Нижнем Новгороде стояла когда-то церковь, большинство читателей, думаю, узнает с удивлением. И немудрено: от храма Божия не осталось никаких следов. Разве что память, которая все еще жива. В нашу редакцию обратился читатель с просьбой рассказать о судьбе храма, располагавшегося в бывшем селе Ратманиха. Там, где сейчас высятся многоэтажки и работает ресторан «Одесса» (бывшая «Панорама»).
«Искренне благодарим всех»
Ратманих на территории Нижнего Новгорода было две: Старая и Новая. Жители этих деревень ходили молиться в Гордеевку, так как своей церкви у них не было, но, конечно, иметь ее хотелось, чтобы не отправляться за много верст в другое село. Поэтому в 1898 году общий сход принял решение о строительстве церкви, прихожанами которой должны были стать также жители соседних Костарихи и Княжихи, а также других населенных пунктов.
Освятить храм планировали в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра III. Новая церковь должна была возводиться еще и в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 года во время крушения поезда на станции Борки под Харьковом.
Церковь строилась на деньги крестьянской общины и купечества. Любопытно, что стройматериалы и чугунные полы были привезены из павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоявшейся в Нижнем Новгороде в 1896 году. Все это было пожертвовано безвозмездно.
Строительство началось на специально отведенном месте между деревнями Новая Ратманиха и Костариха. Проект трехпрестольного храма в русско-византийском стиле с колокольней, вместимостью 1200 человек, подготовил гражданский инженер Евгений Татаринов. К 1901 году работы завершились, и 2 сентября новая церковь была освящена. Через Святейший Синод нижегородцы уведомили о постройке храма самого императора Николая II, и через несколько дней после освящения появилась его резолюция: «Искренне благодарим всех».
Крестьяне устроили при своем новом храме погост, выделив участки земли из своих наделов. Для клира были выстроены дома. Пять раз в году в большие церковные праздники (Крещение Господне и Вознесение, Духов день, неделя Всех святых и память Владимирской иконы Божией Матери) на приходе проводились крестные ходы.
Разделил судьбу клира
При советской власти храм действовал почти 20 лет, тем более что к его приходу присоединились верующие из Молитовки, Канавина и Сормова, где церкви были закрыты. В 1930-е годы нападки на храм усилились, в прессе появилось предложение сормовских рабочих закрыть его и приспособить под Дом культуры. Стремясь защитить свою церковь, прихожане направили письмо в адрес председателя Центрального исполнительного комитета Михаила Калинина.
Ходатайствовали прихожане и за своего батюшку — протоиерея Николая Недешева, но уже перед сотрудниками следственных органов. Священнический сан он принял уже в зрелом возрасте, спустя четыре года после революции. Арестовывали его неоднократно. После первого раза отец Николай более полугода провел в арзамасской тюрьме. Во второй раз, в 1928 году, по обвинению в распространении дореволюционной литературы заключение продолжалось месяц. После третьего ареста и судебного разбирательства батюшка был приговорен к пятилетнему сроку в исправительно-трудовом доме. Родственники и прихожане вступились за него, и ввиду плохого здоровья священника освободили досрочно.
Последний раз протоиерей Николай был арестован в 1937 году вместе со всеми клириками и мирянами, служившими и трудившимися при Александро-Невской церкви. В их числе протоиерей Виктор Лебедев, иеромонах Макарий (Кряжев), диаконы Павел Архангельский и Михаил Коринфский, псаломщик Иван Сатирский, церковный староста Василий Глызов, несколько монахинь, работавших уборщицами. Все они, за исключением одной из сестер, были расстреляны 14 сентября 1937 года и похоронены в безвестной могиле.
После трагических событий храм в Ратманихе был закрыт и переоборудован под механическую пекарню, которая просуществовала до 1947 года. В послевоенные годы, когда в отношении верующих наступила недолгая оттепель, прихожане ходатайствовали о возвращении церкви, но безуспешно.
Своим обществом
С 1913 по 1928 годы при Александро-Невском храме существовало общество хоругвеносцев, с собственным правлением, кандидаты в которое избирались на три года и утверждались архиереем. Раз в год проводилось всеобщее собрание участников общества.
Хоругвеносцев отличал их форменный кафтан. Реплику этой старорусской мужской одежды можно увидеть и на современных хоругвеносцах в особо торжественные дни. Шили кафтан на личные средства. Стать хоругвеносцами могли представители всех сословий, достигшие совершеннолетия и отличающиеся благонравным поведением. Устав не возбранял принятие в ряды хоругвеносцев и женщин, но в Нижегородской губернии сложилась негласная традиция, согласно которой принимали туда только мужчин.
Члены общества хоругвеносцев делились на почетных, действительных и пожизненных. Первые были благодетелями общества, другие непосредственно участвовали в крестных ходах и платили взносы: действительные члены — по рублю в год, пожизненные — единовременно уплачивая значительную сумму. Правда, исследователи истории общества хоругвеносцев Александро-Невской церкви утверждают, что пожизненных членов здесь не было, потому что больших денежных сумм никто из участников не вносил.
Сегодня ни храма, ни его хоругвеносцев нет, но память о них внушает надежду. Когда-то благочестием жителей здешние места освятились Домом Божиим. Возможно это и в наши дни.
По материалам Ольги Дегтевой и Игоря Кузнецова
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.