Праздник, относимый к числу Великих, установлен в память рождения Иоанна Предтечи от праведных родителей — иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы. Тем самым Иоанн выделен из сонма многочисленных ветхозаветных и христианских святых: кроме его дня рождения мы празднуем лишь дни рождения (Рождество) Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
Захария и Елисавета происходили из рода Аарона; при этом Елисавета была сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы. У праведных супругов не было детей, а это считалось в те времена Божиим наказанием. Однажды во время каждения в святилище Иерусалимского храма Захария получил от Ангела весть, что его престарелая жена родит ему сына, и он «будет велик пред Господом». Захария усомнился, и за маловерие был наказан немотой. Когда у них действительно родился сын, младенца назвали Йоханан, что в переводе с еврейского означает «Благодать Божия». После наречения имени к Захарии возвратился дар речи, и он стал пророчествовать о своем сыне как о Предтече (Предшественнике) Господа.
Согласно преданию, не вошедшему в евангельское повествование, Ирод узнал о рождении Иоанна и на всякий случай хотел убить и его вместе с Вифлеемскими младенцами. Но Елисавета укрылась с младенцем в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. Захария же продолжал служение в храме. Воины Ирода пытались выведать у него местонахождение сына, но тщетно. Тогда они убили Захарию между жертвенником и алтарем. Елисавета же скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Там он предавался молитве, непрестанно беседуя с Единым Богом. Носил одежду, сшитую из верблюжьего волоса, питался кореньями растений, диким медом и акридами (саранчой). Когда Иоанну исполнилось 30 лет, глас Божий повелел ему оставить пустыню и проповедью покаяния и крещением побуждать народ к раскаянию во грехах: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф 3:2–3).
Чтобы люди более ясно понимали, как избавляться от своих пороков, Креститель давал наставление каждому сословию порознь. И людям скупым, и людям своекорыстным, и мытарям (сборщикам податей), и воинам. Он умел ясно и понятно передавать каждому великую заповедь: «люби ближнего как самого себя».
Многие жители Иудеи и Иерусалима приходили к Иоанну Крестителю и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи. Влияние проповедей и крещения были так велики, что люди начали думать: а не Христос ли Иоанн? «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3:16). Так он обозначил свою роль слуги и Предтечи Господня.
Подготовила Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.