Будущий пустынножитель и чудотворец родился в Египте в IV веке. С любовью и усердием послужив своим родителям в старости, во исполнение заповеди об их почитании, после их смерти он освободился от житейских забот и принял подвиг отшельничества в Египетской пустыне.
Безмолвное иноческое житие будущий авва стал проходить под руководством опытного старца-инока. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Прожив здесь три года в пустыне, он отправился к преподобному Антонию Великому (†356), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который стал его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем». Едва достигнув 30-летнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось день и ночь бороться с бесами, но те не могли победить его, потому что он имел великое оружие — смирение.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в священный сан и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония святой Макарий сподобился присутствовать при его блаженной кончине и как богатейшее наследие получил посох преподобного. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял и дух Антония Великого подобно пророку Елисею после пророка Илии. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие чудеса. По его дерзновенной молитве Господь даже воскрешал умерших. Однажды он разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение.
Множество приходившего к нему народа не позволяло преподобному предаваться богомыслию в уединении. Поэтому под своей келлией он выкопал глубокую пещеру, куда и скрывался от тех, кто постоянно нарушал его молитву.
Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. Пятьдесят бесед и семь «слов» остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария. Основная мысль в его творениях в том, что высшее благо и цель человека — соединение души с Богом.
Преподобный дожил до 97 лет, а незадолго до кончины (ок. 390–391) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, чтобы сообщить радостную весть о близком переходе в блаженные Небесные обители. Через девять дней преподобный Макарий отошел ко Господу при зримом явлении Херувима со множеством ангелов.
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.