Книга — это учебник, собеседник, спутник, с которым мы идем по жизни. При всем обилии издаваемой в наше время литературы, библиотекари убеждены: книга существует только тогда, когда ее читают. Именно так думает и Вера Тумарь, завсектором молодежного абонемента Центральной городской библиотеки им. Ленина. Практически всю жизнь она работает в библиотеках, и в основном с молодежью. Поэтому и наш разговор с Верой Николаевной — о молодежи и ее читательских предпочтениях.
— Вера Николаевна, начнем разговор с того, кто пользуется вашим абонементом.
— В основном учащаяся молодежь. Небольшой процент наших читателей — это работающие студенты, которые берут литературу по профилю своей работы. Контингент учащейся молодежи неоднороден. Я бы их разделила ее на две категории: тех, кто учится всерьез, и тех, кто «отбывает» учебу.
— Как вам удается определить, какой перед вами читатель-студент: серьезный или нет?
— Это очень заметно по технологии выбора книги и работы с ней. Авральные приходы за день до зачета или экзамена характерны для студентов, которые учатся вполсилы.
Когда они выбирают литературу, пугаются, если ее нет, просят выдать под любым предлогом, а затем достаточно быстро возвращают. Те же, кто учатся всерьез, дольше работают с литературой, тщательнее ее просматривают, сравнивают источники. Во-вторых, они чаще идут на контакт. При работе на абонементе очень важен контакт с молодежью — так можно направлять, воспитывать, расширять кругозор молодого читателя и, конечно же, изучать их интересы.
— А с какой целью вы это делаете?
— Наша цель — узнать, что молодые люди считают наиболее интересной литературой. Кроме того, мы стараемся развивать сам процесс чтения. Наша библиотека — массовая, и ее основная цель — приучить человека к чтению как естественной духовной потребности, чтобы он читал всю жизнь — художественную, публицистическую, историческую, то есть развивающую литературу.
— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных исследованиях, проводимых на молодежном абонементе, и их результатах. Наверняка, уже по списку авторов и названий книг можно многое сказать о читателе: его мировоззрении, духовных потребностях.
— В 2007 году мы исследовали мнение читателей о художественно значимой литературе (классической и современной, отмеченной премиями и критикой). Когда мы взялись за это дело, я думала, что ответить на вопросы анкеты согласятся не более 20 человек. Нашелся 101 человек — своего рода рекорд для библиотеки, учитывая тот факт, что у нас не было пустых анкет, мы не опрашивали всех подряд. Меня удивило, что ответы были развернутыми, оригинальными, что говорит о серьезном отношении к литературе.
Я поняла, что у нашей молодежи — именно думающей, читающей — есть потребность высказаться, что она страдает от одиночества. С другой стороны, она критически относится к окружающей действительности. Когда мы проводили исследование по творчеству Пушкина и Гоголя в прошлом году, то заметили, что наши молодые читатели на материале их произведений рассуждают об острых социальных проблемах современности. Молодые люди чувствуют, что не нужны в этом мире и что мир не справедлив. У многих из них достаточно высокие нравственные запросы, потребность быть полезными. И это вполне естественно, справедливо. Один мудрец сказал: «Если ты в 17 лет не революционер — ты подлец, а если в 30 лет не консерватор — ты дурак. Трудно от молодежи требовать, чтобы она была консервативна, обывательски настроена.
— Что показал опрос читателей на предмет того, что запомнилось из прочитанного за последний год?
— На первое место вышел булгаковский роман «Мастер и Маргарита», на второе — «Война и мир» Толстого, на третье — «Три товарища» Ремарка. Затем идут Гюго, Джойс, Достоевский… Нас поразило огромное количество названных имен — 82 на 101 читателя . Булгаков — традиционное для молодежи чтение, что объясняется ее тягой к мистицизму.
— А чем обусловлен такой подъем интереса к Ремарку? Ведь этот писатель долгое время не был у нас востребован.
— Интерес к Ремарку, на мой взгляд, — тревожный симптом. Ремарк — самый яркий представитель писателей «потерянного поколения». В его книгах скептицизм, усталость от жизни, одиночество, пронзительное ощущение себя на ветру истории, какой-то эгоистической замкнутости, трагической любви, несостоятельности — все тревожное, безысходное. И вот спустя 50 лет Ремарком снова все зачитываются, хотя мы этого автора не пропагандируем: не ставим на выставки, не проводим вечера творчества.
— Какое место в ваших фондах занимает православная литература, востребована ли она молодежью?
— Вопрос сложный. Во-первых, надо договориться, что мы понимаем под термином «православная литература». Я считаю, что лучше употреблять термин «православная библиотека». Сюда можно отнести книги, в которых находит отражение православная христианская тематика. На мой взгляд, православную вещь может написать любой настоящий художник, мастер литературы. Например, Пушкин, хотя и не был церковным человеком, во всех произведениях Болдинской осени, особенно в повестях Белкина, решает проблемы с позиции православного мировоззрения: осуждает гордыню как порок и говорит о том, что человек должен подчиняться Божественной воле. С другой стороны, многие из тех, кто позиционируют сегодня во всех СМИ как православные люди, могут в течение жизни отходить от своих взглядов и писать чуждые христианскому мировоззрению вещи. Например, Алексей Варламов при входе в православную жизнь во время своего обращения к православию создал шедевр — роман «Рождение». Но то, что он стал писать позже, уже как официально признанный православный автор, — с моей точки зрения, суррогат.
— И все же православная книга: житийная, назидательная, богословская — есть в вашем фонде?
— Три года назад в нашей библиотеке была организована кафедра православной литературы. Сейчас православный фонд библиотеки содержит уже 700 единиц. Мы установили стеллаж, где периодически делаем выставки книг православного содержания. С введением основ православной культуры и религиоведения в школах и вузах потребность в религиозной литературе увеличилась. С тех пор, как епархия стала нам присылать журнал «Фома», на старшем абонементе сформировался круг читателей, которые стали брать православную литературу: периодику, публицистику и художественные книги.
— Какие книги пользуются наибольшим успехом?
— В основном «православное фэнтези». Это произведения Юлии Вознесенской, Марины Чудиновой, Елены Хаецкой. Мы надеялись, что эти книги заинтересуют молодежь, погрязшей в фантастике. Но анализ формуляров показал, что эти книги тоже востребованы на старшем абонементе. Хотя я уверена, что старшие читатели берут эту литературу не для себя, а для своих детей и внуков. И православную книгу молодежь все же читает, хоть и с подачи старших. К оргомному сожалению, большим спросом у молодежи сейчас пользуется оккультная, эзотерическая литература, книги по хиромантии, магии, шаманству, восточным культам. Большой популярностью пользуются книги, в которых под видом критического описания самых «темных» культов человеческой истории проповедуется откровенный сатанизм.
— С чем, по-вашему, связана тотальная увлеченность молодежи мистицизмом?
— Молодежь не терпит официоза, отсюда ее равнодушие к православию, которое сегодня очень активно поддерживается государством. Но мне хочется надеяться, что увлеченность лжекультами — болезнь роста, и через несколько лет наша молодежь вернется в русло православия.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.