Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Верить или знать?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №16 (262) 17:04, 31 августа 2023

Верить или знать?

Неоднозначные ситуации в воспитании

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», говорил Спаситель. Но как быть, если родители и рады отвести их в храм, а те, уже подросшие, не хотят? И как, в конце концов, помочь ребенку «уложить» в голове эволюционную теорию и учение о Сотворении мира? На вопросы, связанные с воспитанием, отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Когда начинать водить ребенка к исповеди? Не слишком рано, чтобы не отпугнуть, и не слишком поздно, чтобы не упустить момент?

— До семилетнего возраста дети не исповедуются, причащаются Святых Таин без исповеди. Считается, что если они и совершают какие-либо грехи, то делают это несознательно. Но некоторые дети, часто посещающие храм, и до семи лет имеют понятие греха и хотят покаяться в совершенном проступке. Сделать это им никто не запретит, напротив, таким образом они приобретают навык покаяния. Родители и крестные призваны объяснить малышу, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех. Главное, чтобы он научился исповедоваться искренне, с осознанием своих грехов, с желанием не повторять их. Если вы сами исповедуетесь не формально, то у вас не вызовет труда объяснить это ребенку. Исповедь — не отчет, а покаяние, желание не повторять грех, просьба Богу, чтобы Он дал силы это сделать, стремление измениться, а для этого надо ясно увидеть, что нужно в себе менять. Надо непременно объяснить маленькому человеку, что такое страх Божий, он должен понимать, что это не угроза наказания за проступок, а страх обидеть любящее существо. Это очень важно, к сожалению, не все взрослые это понимают. Если же внушать ребенку, что Господь лишь строго наказывает провинившегося, то как можно воспитать у него любовь к Богу? Очевидно, что подготовиться малышу к первой исповеди должны помочь взрослые. А для этого им необходимо знать особенности возрастной психологии своего сына или дочери и самим ясно понимать, что такое грех.

— Посоветуйте, пожалуйста, книги для школьников, которые вы считаете душеполезными, в которых заложены нравственные ценности христианства?

— Современные дети мало читают, к большому сожалению. Хотя детская литература богата произведениями, которые воспитывают настоящего человека, христианина, в частности. В детстве книга особенно важна. Как пел Высоцкий, «Значит, нужные книги ты в детстве читал!..» Родители-христиане порой, лишь только маленький человек стал понимать слова, пытаются дать ему детскую Библию, Новый Завет, молитвослов. А сами-то понимают эти книги? Смогут ли объяснить то, что в них написано? Может, начинать-то надо с таких книг, которые понятны детям? Простые, легкие, где доб­ро и зло борются, и побеждает добро. Это замечательные русские сказки, в том числе и литературные (Пушкин, Жуковский, Ершов, Платонов и др.). Христианство воспитывается и личным примером, и примером литературных героев. Дружба, любовь, взаимовыручка, готовность пожертвовать собой ради другого — где как не в книгах мы учимся этому? Тут и Том Сойер, и Полианна, и Элли с друзьями, идущими в Изумрудный город, и Карлсон с Винни-Пухом, а позже Стивенсон, Хаггард, Вальтер Скотт, Майн Рид, Шмелев, Лесков («На краю света», «Очарованный странник», «Гора») и Генрик Сенкевич «Камо грядеши?», и снова Пушкин, Достоевский, Толстой, Куприн, современные авторы… Да разве всех назовешь! На любой вкус есть — и мальчишкам, и девчонкам, лишь бы читать любили, лишь бы хотели походить на героев, стать настоящими воинами Христовыми, значит, всегда вставать на сторону добра.

— Дети изучают в школе теории происхождения мира. Посоветуйте, как грамотно и аргументированно опровергнуть тезис о том, что, зная теорию эволюции, невозможно поверить в создание Богом земли за шесть дней?

— Чтобы грамотно объяснять ребенку кажущиеся противоречия между религией и наукой, нужно самому хорошо знать христианскую экзегетику. В конкретном случае следует рассказать о переводе биб­лейских текстов, когда некоторые слова русского языка не полностью передают значение слов оригинала. В древнееврейском языке, на котором были написаны книги Священного Писания, слов «йом» обозначает понятие «день», а также «период времени». Последний может быть и в миллион лет. Слово «йом» употребляется в Библии при описании дней (перио­дов) творения. Но есть и другая точка зрения. Творцу мира все возможно. Он мог сотворить видимый космос и за шесть земных суток.

— Если один из родителей верующий и хочет воспитывать ребенка в православных традициях, а второй — нет, то как быть?

— О том, как предстоит воспитывать детей, нужно думать до заключения брака. Не случайно Церковь не венчает браки с иноверцами. Так что, если родители имеют разные религиозные убеждения, то избежать конфликта можно лишь взаимопониманием и договоренностью при условии, что один из них уступит. Такие проблемы возникали во все века. В древности допускались браки христиан с язычниками. Но апостол Павел писал: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы…» (1 Кор 7:14). О чем это? О том, что верующий в семье своим поведением, благочестивой жизнью призван и других членов семьи привести к вере. И конфликта тогда не будет.

— Дочери двадцать один год, этим летом получила диплом вуза. Задумывается о том, чтобы уйти в монастырь. Я не одобряю, но и не отговариваю. Душа болит, что ей дадут благословение, постригут, а потом окажется, что для монастырской жизни она не подходит. Батюшка, можно ли как-то это понять?

— Вы вырастили дочь. Теперь она сама решает свою судьбу. Вы можете молиться за нее, дать ей совет, если спросит. Но принятие решения — за ней. Мы не можем предугадать будущее. У всех есть право на ошибку. Но — свою. А за детей, когда они стали самостоятельными, у родителей остается одно — молитва.

— К сожалению, в наше время нередко приходится слышать об ужасных поступках, если не сказать преступлениях, совершенных детьми. В силу возраста они не подвергаются наказанию. Как, с точки зрения Церкви, следует поступать в отношении таких детей? Должны ли нести в таких случаях ответственность их родители?

— Преступление всегда остается преступлением, и за совершение его кто-то должен отвечать. В Церкви это кающийся грешник, в миру — обвиняемый по закону. А степень вины и строгость наказания устанавливает суд. Мы живем в правовом государстве, верующие и неверующие — все равны перед законом, которым установлена ответственность за те или иные преступления. Как взрослых, так и детей. Церковь же принимает исповедь грешника, молится за него с надеждой, что тот осознает свои грехи, а Господь даст ему силы понести и наказание. Он пришел не к праведникам, но к грешникам: «…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее…» (Лк 19:10).

— Как поступить, если в школе у ребенка возникают проблемы из-за веры?

— Я искренне уверен, что начинать воспитание ребенка, в том числе и духовное, нужно до его рождения. Я знал одну семью: муж и беременная жена вместе молились, читали утреннее и вечернее правила, кроме того, читали акафисты, вместе ходили исповедаться и причащаться. Уверен, что еще не родившийся ребенок уже духовно воспитывался. Прошло десять лет, и в этой семье уже четверо детей: трое мальчиков и одна девочка. Все они разные, но у них есть общее качество: для каждого из них Бог, храм, святое причастие не отвлеченные понятия. Их не нужно уговаривать или заставлять идти в церковь — эту осознанную необходимость они впитали с молоком матери. Если в семье посещение храма — повинность, которую взрослые несут как долг, а не радость, то ребенок очень рано это поймет, сделает выводы и будет посещать храм и читать молитвы до того возраста, когда послушание кончается. В 14–16 лет он твердо скажет папе с мамой: «Не пойду!», и они заставить его уже не смогут. Думаю, что нет рецептов, одинаковых для всех семей, но, если у вас дома царит атмосфера любви, вам удастся воспитать православного человека. Потому что любовь — основа всего. И Сам Бог есть любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). И тогда не возникнет никаких проблем и в школе, потому что вы воспитали «воина Христа Бога нашего», именно так называется человек в таинстве Крещения. А если так, то воин сумеет за себя постоять. Сумели ли мы вырастить воина? Что посеешь, то и пожнешь. А если дома с крестом на груди, а в школе такой, как все, то это не воин, за Христа он не станет не то что умирать по примеру мучеников, но и трудности терпеть. Он будет приспособленцем. Кого вы хотели воспитать: воина Христова или успешного менеджера? То и получите. Что нам обещано? «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…» (Мф 5:11). Это Христос говорит в Нагорной проповеди. А мы поблажек ждем. Не будет. И это человек, исповедующий Христа, должен знать с детства.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.