Слава Богу, вернулась практика подготовки к таинству Крещения в нашей Церкви. Конечно, до идеала еще далеко — иногда чувствуется принужденность, с какой приходят на собеседования родители и будущие крестные детей. Вместе с тем есть некрещеные взрослые, которые проявляют внимание к этому подготовительному периоду. Часто спрашивают: что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения?
Собирающихся креститься, но еще не крещеных называют оглашенными. В «Толковом типиконе» есть описание праздника Богоявления в Иерусалиме аквитанской паломницей. Начало описания не сохранилось, а уцелевшая часть его содержит упоминание об оглашенных уже тогда — в ранние века христианства: «…лития подходила к Иерусалиму уже пред рассветом; следовательно, всю ночь под праздник бывало бдение в Вифлеемской церкви, которое по уходе литии продолжалось там клиром и монахами: лития с епископом входила в Воскресение (Храм Гроба Господня), где уже горят бесчисленные лампады; там поется псалом, произносится молитва, получают благословение от епископа сперва оглашенные, потом верные».
Кто же такие оглашенные? Это те, кто публично заявил о своем намерении стать христианами, услышав проповедь Евангелия, и готовится принять таинство Крещения. В первые века христианства крестили не каждый день — только на Пасху. И к этому важному событию долго готовились. Человек имел возможность приходить в храм на богослужение, но находился там только до того момента, пока не начинался Евхаристический канон, на котором могли присутствовать только те, кто уже принял крещение. Их называли верными. В дни Святой Четыредесятницы — Великого поста, когда оглашенные готовились ко крещению, они могли находиться в притворе — своеобразной прихожей, через которую и входят в храм. В древности там совершались некоторые части богослужения; там же стояли и оглашенные.
Притвор — это не только дверь, но и небольшое пространство между ней и самим храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. С теми, которые еще не были крещены, находились те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили те или иные основные правила христианской жизни.
Итак, оглашенные — это люди, которые услышали о Христе, до которых дошла эта весть, дошел голос (откуда и слово «оглашенные») и которые зажглись интересом или верой. В связи с этим притвор интересен тем, что он закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, у кого дрогнет сердце, появится вдруг живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго.
В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Для того чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.
В молитвословиях литургии до сих пор сохраняются молитвы об оглашенных: «Священник (или архиерей), взяв обеими руками кадильницу и свечу на подсвечнике (а архиерей — трикирий), стоит перед святою трапезою, зря (обратив свой взор) к востоку и назнаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости», возбуждая тем молящихся к особому вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу, говорит: «Свет Христов просвещает всех», как бы показывая тем, что праотцы и пророки, писания коих сейчас читались и еще будут читаться, были просвещены тем же Божиим светом, который и ныне через явившегося в мир Искупителя, предвозвещенного ими, просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, причем все молящиеся повергаются на землю ниц. Исторически это священнодействие объясняется тем, что в древности в дни Святой Четыредесятницы готовящиеся к крещению оглашенные осенялись перед выходом их из храма зажженной свечой, в знаменование благодатного света Христова, который они должны получить во святом крещении в конце Великого поста (обычно в Великую субботу)».
Как только начинали произноситься слова ектеньи: «Елицы (те, которые) оглашеннии, изыдите…», так тотчас же оглашенные должны были быстро покинуть храм. Некоторые просто выбегали. Сохранилась даже поговорка — вылетел, как оглашенный (то есть быстро). Сейчас никто не выбегает при этих словах, потому что в храм приходят, как правило, уже крещеные люди. И даже если человек имеет намерение принять крещение, он может присутствовать на литургии и других службах, чтобы молиться вместе со всеми, для более глубокого осмысления предстоящего крещения.
Конечно, исповедоваться, причащаться и совершать другие таинства некрещеному не полагается. Отсюда в древней Церкви и развилась литургическая дисциплина, которая с самого начала исключала возможность присутствия при Евхаристии лиц, не возрожденных в таинстве Крещения. «Никто же не вкушает, ни пиет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне» (Дидахе, 9). Хотя храмы были открыты для всех, перед самым совершением таинства непосвященных просили удалиться, и до сих пор диакон возглашает: «Оглашенные (то есть научаемые, но еще не крещеные) изыдите». После удаления оглашенных из храма совершалось таинство Евхаристии. Именно «литургия верных», вершиной которой было вкушение Чаши Господней, и была тем таинством, которое скрывалось от некрещеных.
Бывали случаи, что человек пребывал в положении оглашенного многие годы — из-за боязни после крещения вновь впасть в грех. Поэтому понятно становится увещание святого Григория Нисского, обращенное к его знакомому: «Мне совестно за тебя, что ты, состарившись, до сих пор еще удаляешься от участия в литургии, как неразумный мальчик, которому нельзя доверить тайну. Соединись же с мистическим народом и начни изучать таинственные речи». Читая эти слова, поражаешься тому, насколько они актуальны сегодня — не столько в отношении оглашенных, сколько в отношении многих крещеных, но не ставших «верными» по сути.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.