Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Верны ли «верные»?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (137) 19:06, 7 марта 2018

Верны ли «верные»?

Слава Богу, вернулась практика подготовки к таинству Крещения в нашей Церкви. Конечно, до идеала еще далеко — иногда чувствуется принужденность, с какой приходят на собеседования родители и будущие крестные детей. Вместе с тем есть некрещеные взрослые, которые проявляют внимание к этому подготовительному периоду. Часто спрашивают: что можно делать в церкви еще не крещеным, но собирающимся креститься людям? Можно ли посещать богослужения?

Собирающихся креститься, но еще не крещеных называют оглашенными. В «Толковом типиконе» есть описание праздника Богоявления в Иерусалиме аквитанской паломницей. Начало описания не сохранилось, а уцелевшая часть его содержит упоминание об оглашенных уже тогда — в ранние века христианства: «…лития подходила к Иерусалиму уже пред рассветом; следовательно, всю ночь под праздник бывало бдение в Вифлеемской церкви, которое по уходе литии продолжалось там клиром и монахами: лития с епископом входила в Воскресение (Храм Гроба Господня), где уже горят бесчисленные лампады; там поется псалом, произносится молитва, получают благословение от епископа сперва оглашенные, потом верные».

Кто же такие оглашенные? Это те, кто публично заявил о своем намерении стать христианами, услышав проповедь Евангелия, и готовится принять таинство Крещения. В первые века христианства крестили не каждый день — только на Пасху. И к этому важному событию долго готовились. Человек имел возможность приходить в храм на богослужение, но находился там только до того момента, пока не начинался Евхаристический канон, на котором могли присутствовать только те, кто уже принял крещение. Их называли верными. В дни Святой Четыредесятницы — Великого поста, когда оглашенные готовились ко крещению, они могли находиться в притворе — своеоб­разной прихожей, через которую и входят в храм. В древности там совершались некоторые части богослужения; там же стояли и оглашенные.

Притвор — это не только дверь, но и небольшое пространство между ней и самим храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. С теми, которые еще не были крещены, находились те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили те или иные основные правила христианской жизни.

Итак, оглашенные — это люди, которые услышали о Христе, до которых дошла эта весть, дошел голос (откуда и слово «оглашенные») и которые зажглись интересом или верой. В связи с этим притвор интересен тем, что он закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, у кого дрогнет сердце, появится вдруг живой интерес, могут туда прий­ти; но там они должны были оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго.

В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Для того чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.

В молитвословиях литургии до сих пор сохраняются молитвы об оглашенных: «Священник (или архиерей), взяв обеими руками кадильницу и свечу на подсвечнике (а архиерей — трикирий), стоит перед святою трапезою, зря (обратив свой взор) к востоку и назнаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости», возбуждая тем молящихся к особому вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу, говорит: «Свет Христов просвещает всех», как бы показывая тем, что праотцы и пророки, писания коих сейчас читались и еще будут читаться, были просвещены тем же Божиим светом, который и ныне через явившегося в мир Искупителя, предвозвещенного ими, просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, причем все молящиеся повергаются на землю ниц. Исторически это священнодействие объясняется тем, что в древности в дни Святой Четыредесятницы готовящиеся к крещению оглашенные осенялись перед выходом их из храма зажженной свечой, в знаменование благодатного света Христова, который они должны получить во святом крещении в конце Великого поста (обычно в Великую субботу)».

Как только начинали произноситься слова ектеньи: «Елицы (те, которые) оглашеннии, изыдите…», так тотчас же оглашенные должны были быстро покинуть храм. Некоторые просто выбегали. Сохранилась даже поговорка — вылетел, как оглашенный (то есть быстро). Сейчас никто не выбегает при этих словах, потому что в храм приходят, как правило, уже крещеные люди. И даже если человек имеет намерение принять крещение, он может присутствовать на литургии и других службах, чтобы молиться вместе со всеми, для более глубокого осмысления предстоящего крещения.

Конечно, исповедоваться, причащаться и совершать другие таинства некрещеному не полагается. Отсюда в древней Церкви и развилась литургическая дисциплина, которая с самого начала исключала возможность присутствия при Евхаристии лиц, не возрожденных в таинстве Крещения. «Никто же не вкушает, ни пиет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне» (Дидахе, 9). Хотя храмы были открыты для всех, перед самым совершением таин­ства непосвященных просили удалиться, и до сих пор диакон возглашает: «Оглашенные (то есть научаемые, но еще не крещеные) изыдите». После удаления оглашенных из храма совершалось таинство Евхаристии. Именно «литургия верных», вершиной которой было вкушение Чаши Господней, и была тем таинством, которое скрывалось от некрещеных.

Бывали случаи, что человек пребывал в положении оглашенного многие годы — из-за боязни после крещения вновь впасть в грех. Поэтому понятно становится увещание святого Григория Нисского, обращенное к его знакомому: «Мне совестно за тебя, что ты, состарившись, до сих пор еще удаляешься от участия в литургии, как неразумный мальчик, которому нельзя доверить тайну. Соединись же с мистическим народом и начни изучать таинственные речи». Читая эти слова, поражаешься тому, насколько они актуальны сегодня — не столько в отношении оглашенных, сколько в отношении многих крещеных, но не ставших «верными» по сути.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.