Приближаясь к завершению периода Своей спасительной проповеди, Господь Иисус Христос наставляет учеников об основах истинной власти и ее отличии от власти земной. Неслучайно события исцеления бесноватого отрока-лунатика и чудесной уплаты церковной подати следуют одно за другим.
Кого Христос называет «родом неверным»
Сойдя с горы Фавор, Господь нашел Своих учеников, среди которых были и девять апостолов, в окружении народа и книжников. Между ними шел спор. Из последующего повествования видно, что во время отсутствия Христа к ученикам Его был приведен бесноватый, но они не могли исцелить его. Вероятно, это и было причиной спора. Книжники издевались над учениками Христа и, конечно не упустили возможности позлословить в адрес их Учителя. Ученики были смущены своей неудачей. В это время к толпе подходит Христос.
«Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его» (Мк 9:15). Чему изумлялся народ, Марк не уточняет. Можно предположить, что на лице Спасителя еще почивал отблеск Божественного света. Подобным же образом боговидец Моисей после общения с Богом на горе Синай покрывал лицо покрывалом, поскольку исходящий от него свет был невыносим для зрения.
Едва только Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними» (Мк 9:16), как к нему подошел отец бесноватого юноши, восклицая из глубины своей измученной горем души: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф 17:15), «где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк 9:18).
Неудача, постигшая учеников, была отчасти следствием неверия отца бесноватого, поэтому Господь сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф 17:17).
Это не было раздражением Христа или досадой на весь неверный еврейский народ, как может показаться на первый взгляд. Господь отвечает и обличает отца бесноватого, который, говоря, что ученики не могли совершить исцеления, пытается в них усмотреть причину неудачи. Христос как бы говорит: нет, причина в тебе, в твоем неверии и блудной развращенной жизни.
Слово «род» означает поколение. Отец — представитель этого развращенного поколения. Однако Христос не говорит прямо: ты неверующий и блудник, но в русле ближневосточной риторики выражает эту мысль, используя форму третьего лица, Он и о Себе часто говорил в третьем лице, например: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле».
Больного не смогли довести до Спасителя; когда тот еще шел, бес поверг его на землю и стал бить. Подойдя Сам к страдальцу, Господь спросил отца: «Как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства, и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк 9:21–22).
Господь, видя великое желание несчастного отца и немощность его веры («если что можешь»), говорит ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:23–24).
Когда отец отрока воскликнул: «верую, Господи», то почувствовал, что слова эти не соответствуют его действительной жизни, и тут же искренне признал свое неверие, которое ему хотелось преодолеть ради спасения любимого сына. Видя рождающуюся на глаза веру, Господь повелевает духу немому и глухому выйти из отрока и впредь не входить в него. Больной воскликнул и после сильного сотрясения всем телом казался мертвым. Но Господь взял его за руку и поднял. Сбежавшийся народ удивлялся величию Бога, совершившего такое чудо.
Западные библеисты стараются объяснить беснование отрока как естественную болезнь, чаще всего видя в ней эпилепсию. Святые отцы понимают слова Писания так, как они написаны. По словам святителя Иоанна Златоуста, бес мучил отрока в полнолуние, дабы люди видели причину страданий не в нем, а в луне и хулили творение Божие.
Ничего невозможного
После исцеления лунатика Господь вошел в дом, и ученики наедине стали спрашивать Его, почему же они не могли совершить это чудо. «По неверию вашему», — поясняет Христос (Мф 17:20). Действительно, Господь уже дал апостолам власть творить чудеса, но этот дар был непосредственно связан с верой в Него как Сына Божия. Однако вера апостолов не всегда оказывалась непоколебимой, и неудача, постигшая их, не была простой случайностью.
«Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20). Горчичное зерно взято за образ не случайно. Этим Христос не просто говорит о величии веры, но и о потенциальной силе, заложенной в зерне. При определенных условиях зерно способно прорасти и стать большим деревом.
Продолжая объяснять апостолам причину их неудачи, Господь добавляет, что еще, кроме веры, необходимо в подобных случаях: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Итак, вера, пост и молитва — вот триединство, положенное за основу того, что и для человека нет ничего невозможного.
Пример гражданского повиновения
Сразу же вслед за этим событием описано следующее, отражающее диалектику земной и небесной власти. Когда Христос с апостолами пришел в Капернаум, сборщики храмовой подати подошли к Петру и спросили: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (Мф 17:24). Дидрахма — это серебряная монета достоинством в две драхмы — именно столько составлял размер ежегодной подати на храм. Ею облагались все евреи, где бы они ни проживали, богатые и бедные, кроме священников и левитов. Подать была установлена Моисеем, но ежегодной стала после построения храма Соломоном.
На вопрос сборщиков Петр отвечал утвердительно, не сомневаясь, что Учитель даст требуемую подать. Когда же он вошел в дом, Христос первым спросил у него: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?» (Мф 17:25). Петр ответил, что с посторонних.
С Христа требовали подать на храм Божий как с обычного человека, но Иисус — Сын Божий — был свободен от этой обязанности, подобно тому как и царские сыновья не платят налогов в казну. Но чтобы не подавать повода к новым обвинениям в нарушении закона, Господь посылает Петра на берег озера закинуть удочку, «и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф 17:27).
Статир составлял четыре драхмы или две дидрахмы. На вопрос, каким образом статир оказался во рту у рыбы, епископ Михаил (Лузин) пишет: «Если Он знал, что во рту рыбы, которая первой попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту у рыбы, Он всемогущ».
В некоторых западных толкованиях можно встретить попытку естественного объяснения получения статира, в том смысле что Петр должен был продать пойманную им рыбу и вырученные деньги отдать сборщикам подати.
Эта история изложена только в Евангелии от Матфея: возможно, его прежнее занятие мытаря способствовало тому, что ему запомнился этот случай.
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.