Для чего мы ходим в храм? Предстать перед Богом, поучаствовать в соборной молитве, помянуть родных и близких — все ответы правильны, но главная цель приходящего в церковь, конечно же, как мы говорим, «причаститься», то есть принять участие в таинстве Евхаристии, что по-гречески означает «благодарение». О подготовительных к этому таинству частях Божественной литургии мы писали в предыдущих публикациях. Теперь поговорим о самом причащении и о завершении главного богослужения в нашей Церкви — Божественной литургии.
Во образ Воскресения
Во время приобщения священнослужителей царские врата закрыты. Тем самым мы вспоминаем закрытую горницу на Тайной Вечери. И вот врата открываются, и диакон, приняв от священника чашу со Святыми Дарами, призывает к причащению мирян. Он возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам». Воскресение Иисуса Христа и Его явление по воскресении вновь и вновь переживается нами.
Открытие царских врат означает «отваление» камня от дверей Гроба Христова. Диакон символизирует Ангела, а Сам воскресший Господь является в Святых Дарах. Слова, с которыми диакон обращается к верующим, напоминают о том, что ученики Христовы сначала «испугались», увидев воскресшего Господа, но Он призывал их приблизиться к Себе и осязать Его. А потом они поверили в случившееся и исповедали Его Господом и Богом. С такими чувствами и все предстоящие в храме при появлении Святых Даров по примеру апостолов и жен-мироносиц должны благоговейно поклониться Им и приветствовать грядущего Господа словами, которые поются на клиросе.
Затем священник, приняв из рук диакона святую чашу, произносит молитву, которую за ним должны мысленно повторять все желающие приступить к таинству: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь».
А также: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».
Верующие делают земной поклон Святым Таинам и с благоговением подходят к чаше. Для этого нужно крестообразно сложить руки на груди, правую руку на левую. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите» или — в пасхальный период — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
С хвалою во устех
После причащения священник относит Святые Дары на престол и, обращаясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие. Он возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Поющие от лица верующих благодарят Господа хвалебной песнью, кратко перечисляя полученные ими благодеяния: «Видехом (видели) свет истинный, прияхом (приняли) Духа небесного, обретохом (обрели) веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть».
В последний раз обращаясь со Святыми Дарами к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Этим он указывает на Вознесение Господа и на постоянное пребывание Его с верующими на земле. Как апостолы при Вознесении Господа поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон. Между тем поющие выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Таинам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуия».
После этого произносится краткая благодарственная ектения за приобщение Святых Таин, и священник произносит возглас: «С миром изыдем», приглашая покидать храм в полном душевном спокойствии. Затем он произносит вслух заамвонную молитву: «Благословляй благословящие Тя, Господи». Священник произносит ее от лица всего народа, поэтому встает со всеми молящимися в храме — за амвоном.
По прочтении заамвонной молитвы звучат слова праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», в знак того, что верующие предают себя воле Божией. Чаще всего в это время произносится пастырская проповедь, а в некоторых храмах после этого пения читают 33‑й псалом, и молящимся раздают антидор. Так называются остатки той просфоры, из которой вынимается Агнец. Антидор раздается верующим в воспоминание «вечери любви», которая совершалась в древности после литургии.
Священник в последний раз благословляет верующих и произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Поворачиваясь к народу с напрестольным крестом в левой руке, он осеняет себя крестным знамением, и то же самое должны сделать все присутствующие. Священник произносит отпуст: «Христос, истинный Бог наш…» — и дает Святой Крест верующим для целования. Каждый христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке очереди, должен поцеловать Святой Крест, чтобы таким образом засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого и была совершена Божественная литургия.
Хор в это время поет молитву о сохранении «на многия лета» святейших православных патриархов, правящего архиерея, богохранимой страны нашей Российской и верных людей ее, воинства ее, прихожан храма и всех православных христиан. После этого люди выходят из храма, а причастники должны остаться и выслушать благодарственные Богу за причащение молитвы.
Алексей Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель НДС
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.