Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Вопросы о таинстве Крещения
19:45, 20 августа 2009

Вопросы о таинстве Крещения

Пятый год продолжает свою работу православный телефон доверия. Время показало, что дело это — очень нужное и востребованное, возможность непринужденно побеседовать со священником уже оценило большое количество нижегородцев. Много вопросов возникает в связи с подготовкой к церковным таинствам, и это неудивительно, ведь таинства — сердцевина всей церковной жизни. Продолжаем публиковать ответы на наиболее интересные вопросы, сегодня они посвящены решению некоторых недоумений в подготовке к таинству Крещения. На вопросы отвечает священник Максим Антоненко, клирик прихода Спасо-Преображенской церкви в Карповке.

В каком возрасте лучше креститься? Осознанно — во взрослом, или в детском?

— Православная церковная традиция предоставляет нам в этом вопросе значительную свободу. В течение нескольких последних веков преобладающей стала практика крещения младенцев. Но так было не всегда. В ранней Церкви, во времена гонений на христиан, крещение совершалось в основном над взрослыми людьми. В христианской Византии и средневековой Руси, напротив, крестили в основном детей, но все же не в младенчестве, а, как правило, в возрасте трех лет. Святитель Григорий Богослов рекомендует именно этот возраст как наиболее подходящий для совершения таинства Крещения — с одной стороны, ребенок уже достаточно вырос для того, чтобы активно участвовать в таинстве и сохранить память о нем на всю жизнь, а с другой стороны, он еще слишком мал для того, чтобы зло и грех успели пустить в его душе глубокие корни. Церковное предание знает и такие случаи, когда в глубоко церковных семьях детей не крестили. Так, например, святитель Григорий Нисский был сыном епископа, но крестился уже в зрелом возрасте. Какой бы из этих традиций мы ни следовали, важно понимать, что главное здесь — гарантия христианского воспитания после крещения. Если ребенок родился в воцерковленной семье, и священник уверен, что родители воспитают его в христианской вере, то ничто не препятствует крестить его на второй или третий месяц после рождения. Если же родители ребенка и восприемники далеки от Церкви, то с крещением торопиться не надо — сначала сами взрослые пусть осознают всю меру своей ответственности, изменят свои взгляды и поведение в соответствии с евангельскими заповедями, а потом уже крестят ребенка.

Не нарушаем ли мы свободу ребенка, делая выбор за него? Может быть, он вырастет и будет сожалеть, что его крестили.

— Маленькие дети зачастую не могут отличить добро от зла, сделать правильный выбор, и это делают за них родители. Никто из нас не разрешит своим детям, как бы они того ни хотели, включать газовую плиту или глотать горстями таблетки. Когда ребенок просит у нас конфету или чипсы, мы предлагаем ему яблоко или молоко, и тоже не считаем, что поступаем неправильно или ущемляем его свободу. Когда ребенок вырастает, он благодарит родителей за то, что они сохранили его от многих неприятностей, когда он сам был еще неразумным. И лучшее, что любящий отец и заботливая мать могут сделать для своего сына или дочки — это поручить их Божиему попечению, заступничеству святых и Ангела Хранителя, просветить их разум благодатью Святого Духа, даровать им возможность приобщаться Христу. Все это и совершается в таинстве Крещения. Если вы будете подавать ребенку добрый пример христианской жизни и сможете убедительно и живо раскрыть ему смысл христианской веры, он никогда не пожалеет, что был крещен в детстве.

Что такое воцерковление? Это когда младенца вносят в алтарь или что-то еще?

— Есть два основных значения слова „воцерковление“. Первое — то, о котором вы говорите: богослужебный чин, совершаемый на сороковой день после рождения ребенка. В этот день священник в храме читает определенные молитвы, а потом мальчиков вносит в алтарь, а девочек прикладывает к иконе Божией Матери. Второе значение слова „воцерковление“ значительно шире первого. Оно подразумевает достаточно длительный процесс вхождения взрослого человека в полноту церковной жизни. Основные вехи на этом пути — чтение Священного Писания и исправление своей жизни в соответствии с нравственными требованиями Слова Божиего, приобретение навыка регулярной молитвы дома и в храме, участие в церковных таинствах.

Не могу пока принять всех догматов Церкви (верю во Христа, но не верю в Троицу), хотя знаю — в ней истина. Можно ли мне уже сейчас креститься, поможет ли благодать мне утвердиться в вере?

— Нет, вы не можете креститься, не имея веры в Триединого Бога, просто потому, что Крещение совершается призыванием Святой Троицы: „Крещается раб Божий во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь“. Еще до начала собственно таинства Крещения, после отречения от сатаны и сочетания со Христом, крещаемый произносит свои последние слова: „Покланяюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней“. Да и во Христа невозможно верить, если вы отрицаете Святую Троицу, потому что Иисус Христос — это Единородный Сын небесного Бога Отца и Помазанник (таково значение греческого слова „Христос“) Святого Духа. Раз уж вы знаете, что истина — в Церкви, то не торопитесь креститься; Церковь не закроется на замок, а истина никуда от вас не убежит. А вот постараться эту истину уразуметь и уверовать в нее всем сердцем вам действительно необходимо. Побольше читайте, задавайте вопросы образованным пастырям, размышляйте и молитесь — и Господь воздаст вам за ваше усердие даром живой и осмысленной православной веры.

В кругу моих родных и знакомых не могу найти воцерковленного восприемника. Попросить любого или как?

— Просить любого не надо. Восприемник — это человек, который впускает вашего ребенка в свое сердце на всю жизнь, чтобы ежедневно молиться за него и быть рядом с ним в трудную минуту духовных испытаний и соблазнов. Незнакомый вам человек не сможет этого сделать. Решение вашей проблемы заключается не в том, чтобы наспех найти какого-нибудь крестного, а в том, чтобы вам расширить круг своего христианского, церковного общения. Некоторые люди годами ходят в один храм и не знают в нем по имени ни одного человека. Так быть не должно. В Церкви мы должны обрести подлинную духовную семью, братьев и сестер во Христе. Живите полноценной церковной жизнью, будьте открыты и приветливы, общительны и дружелюбны — и ваша проблема разрешится.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.