Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Воспитать достойных христианок
12:26, 23 августа 2011

Воспитать достойных христианок

В Нижнем Новгороде есть необычное учебное заведение — Нижегородское православное женское духовное училище. Здесь удивительно гармонично сочетаются и атмосфера христианской любви, и высокая современная профессиональная подготовка, и воспитание в соответствии со строгими правилами закрытого училища. Такой серьезный и непривычный для современного образования подход к обучению дал результат, к которому стремятся многие учебные заведения.

Выпускниц Нижегородского православного женского училища одновременно готовят быть и квалифицированными специалистами, относящимися к своей работе по-христиански, то есть честно и ответственно, и заботливыми, любящими женами и матерями. О том, как удается добиваться такого результата и что в этом процессе важнее — любовь или строгость, рассказывают директор училища Ольга Николаевна Тюхова и ее воспитанницы.

«Просила дочку —
Бог дал много дочек»

— Господь дал мне сыновей, а очень хотелось по­нян­чить доченьку, девочку, — говорит Ольга Николаевна Тюхова. — И Бог дал мне сразу много девочек — целое училище. Я поняла: коль дано мне просимое — значит относиться к этим девочкам необходимо именно как к дочкам — с любовью.

Другое дело, что настоящая материнская любовь не может быть во вред. Я их люблю, но не залюбливаю. Матери знают, что дочку надо не только ласкать, баловать и потакать ей, но и объяснять, что такое хорошо, что — плохо. В случае необходимости приходится прибегать и к наказаниям.

Конечно, в угол я никого не ставлю, но какие‑то порывы, способные повредить девичьей душе, стараюсь разглядеть еще на самом начальном уровне, показать, чем это опасно, и совместными с воспитанницей усилиями избежать возможной беды.

Девочку воспитывать сложнее, чем мальчика. И именно от девочки, которая в дальнейшем станет женой, матерью, во многом зависит, какими наша страна, наш мир будут в дальнейшем.

Наше училище и уникально тем, что здесь мы одновременно учим быть хорошим специалистом и хорошей женой, матерью, матушкой. Именно матушками, женами священников мечтают стать большинство наших девочек. При этом в современном мире женой священника быть намного сложнее, чем это было сто-двести лет назад. Вот мы и стараемся подготовить наших выпускниц ко всем возможным трудностям.

Чтобы мечты не разбились

Особняк, в котором живут воспитанницы духовного училища, очень отличается от других студенческих женских общежитий. Здесь по-домашнему уютно. В общих комнатах цветы, ковры, мягкие диваны, картины. На самом видном месте — иконы.

Кто играет на фортепиано, кто читает книгу, кто занят вышивкой… Сразу же возникает ощущение спокойствия и размеренности. Суета и бешеный ритм города где‑то далеко, а здесь хорошо как дома.

— Девочки приносят сюда домашнюю икону, любимую игрушку, ноты, — рассказывает Ольга Николаевна. — Они сами создают атмосферу уюта в келье. С дру­гой стороны, и я, и воспитатели следим, чтобы в шка­фах, к примеру, был порядок, — это строго. И, поверьте, это важно.

Женщина, у которой в доме порядок, все успевает, она более собранная, терпимее относится к проблемам житейским. Так что порядок в шкафу — это начало создания порядка во всем остальном. Да и в будущем, когда девочки станут женами, мужу беспорядок в шкафу тоже не понравится.

На книжных полках — любимые книги и учебники, на постелях ждут своих хозяек мягкие игрушки. У некоторых на тумбочках — фотографии молодых людей.

— Женихи, — улыбается директор. — Если бы девочка жила дома, она бы обязательно эту фотографию поставила на свой столик. Почему же здесь ей поступать иначе?

Все воспитанницы мечтают о счастливом замужестве. Когда молодые люди еще только жених и невеста — очень счастливое время. Бывает, что расстроенная девушка делится, советуется со мной или с воспитателем, рассказывает, что рассорились из-за чего‑то. В этом случае мы стараемся, как мамы, разобраться, что и как, объяснить, что эгоизм может разрушить любые чувства, а в женщине важна именно мягкость.

Ни о каких близких добрачных отношениях у нас, разумеется, и речи быть не может. Если называть вещи своими именами, то добрачные отношения — это блуд. А я, как всякая мать, хочу для своих девочек благополучной семейной жизни.

Мы очень внимательно относимся к моменту смотрин. Перед тем как девушка отправляется знакомиться с ро­ди­те­ля­ми жениха, мы обсуждаем всевозможные мелочи. Ведь станет ли девочка в новой семье дочкой, примет ли ее свекровь как мать — во многом зависит от самой девушки.

Строже чем в армии

Автору этих строк было очень интересно лично посмотреть, как живут девушки в нижегородском училище. Дело в том, что несколько лет назад в воскресной школе нашего прихода преподавал выпускник Вык­сун­ско­го духовного училища. Ему было любопытно узнать, как работают журналисты, а я в свою очередь расспрашивала его о Выксе, об особенностях обучения в несветском учебном заведении. Он часто с теп­ло­той рассказывал о годах учебы и уверял, что даже о строгостях распорядка дня сейчас вспоминает с любовью.

— Да и не такие‑то уж это и строгости были! — говорил он.
— Вот в семинарии, наверное, строгости побольше! — заметила я.
— В семинарии? — он задумался. — Вы знаете, где самые строгие правила? В нижегородском женском духовном училище! Там строже, чем в семинарии, даже строже, чем в армии! Но матушку лучше всего искать именно там. В училище такие девушки! Если бы все девушки в России были такими, за будущее страны можно было бы не беспокоиться.

— Строго ли у нас? — пожалуй, строго. В такой же степени, как в любой православной семье, — рассуждает Ольга Николаевна Тюхова. — Мы стараемся жить жизнью воспитанниц, чтобы вовремя предостеречь их от опасностей. Свой опыт, свои «шишки» нужны, но есть «шишки», которые могут покалечить всю остальную жизнь.

Вы же не позволите своему ребенку совать пальцы в розетку, чтобы он убедился, что электрический ток — это опасно. В то же время я не могу сказать, что наши девочки лишены свободы. Они вольны поступать каждая по-своему, но в рамках православной этической нормы. Есть две вещи, которые пресекаются категорически: непослушание и дерзость. У нас нет слов «не могу, не хочу, не буду». Есть слово — «благословите». Дисциплина и порядок помогают воспитать человека, который умеет отвечать за свои поступки.

— У нас строго? — удивляется Анна Александрова, студентка второго курса духовного училища. — По-моему, обыкновенно. Не строже, чем дома. Лично я не сталкивалась с чем‑то, что бы я очень хотела сделать, но это было бы запрещено в училище. Мы помогаем друг другу. В кельях у нас обычно живут девочки старших курсов вместе с теми, кто только поступил учиться. Старшие помогают младшим. Хотя понятие старше, младше — относительное. Некоторые поступают сюда учиться, получив диплом вуза или техникума, а кто‑то приходит сразу после школы.

Два диплома

Аня Александрова поступила в училище после нефтяного колледжа, имея достаточно востребованную и хорошо оплачиваемую профессию. В училище действительно немало девочек с дипломами медицинского, музыкального, педагогического училищ, есть и с вузовским образованием. Здесь учатся выпускницы Нижегородского лингвистического университета, университета имени Лобачевского.

О тех, кто поступил в училище сразу после школы и не успел получить никакого светского образования, здесь тоже позаботились. Дело в том, что пока Нижегородское православное женское духовное училище выдает дипломы негосударственного образца (хотя, надеемся, в дальнейшем эта ситуация изменится).

Выпускницы имеют епархиальные дипломы по специальностям «Регент церковного клира», «Иконописец», «Мастер по изготовлению церковных облачений» и государственные дипломы по специальностям «Преподаватель музыки в общеобразовательных школах и детских садах», «Технолог и дизайнер одежды».

— Светское образование девочкам пригодится, — не сомневается Ольга Николаевна. — Сейчас наша епархия активно развивает образовательную сеть: организовываются православные гимназии, планируется открытие православных детских садов. Причем эти учебно-воспитательные заведения должны соответствовать всем государственным требованиям. А наши выпускницы уже сейчас готовы преподавать в таких гимназиях, работать в таких садиках: образование у них и духовное, и светское.

Мы нередко выстраиваем индивидуальный график обучения. К примеру, наша учащаяся вышла замуж, готовится стать мамой. Этой зимой из-за сильных морозов я разрешала ей даже не приезжать на занятия в училище, заниматься дистанционно. Если воспитанница заболела, для нее мы тоже выстраиваем индивидуальный график учебы.

Профессионалы

В Нижегородском православном женском духовном училище очень много времени уделяется воспитанию духовному и нравственному, но при этом с не меньшим вниманием относятся здесь и к подготовке профессиональной. Более того, есть строгая установка на то, что православный человек не имеет права относиться к своей работе без любви и должного внимания, его работа должна приносить людям радость, а не разочарование и обиды, то есть православный человек должен быть хорошим специалистом. Это честно, это по-христиански. Понятно, что для того чтобы быть профессионалом своего дела, надо сначала внимательно изучить это дело, набраться мастерства.

Регентское отделение в училище — это, по сути, первое отделение, которое здесь появилось. У него уже есть своя история, свои традиции. Уровень требований достаточно высокий. Преподаватели у девочек на регентском отделении — все с консерваторским образованием. Музыкальные инструменты в основном фирменные, такие, которым и в консерватории могут позавидовать: чешские рояли и пианино марки «Рetrov».

— У нас прекрасное регентское отделение, известное и в России, и даже за границей, — говорит Ольга Тюхова. — Мы выпускаем настоящих профессионалов. Наш выпускной экзамен регентов — это концерт. Причем мы принимаем на регентское отделение не только тех, кто окончил в детстве музыкальную школу. Главное — чтобы был музыкальный слух. Некоторые даже нот не знали, когда поступили учиться. Представляете, сколько надо работать, чтобы за четыре года добиться таких результатов! Умницы девочки!

Девушки, обучающиеся на швейном отделении, успевают одновременно освоить и нюансы современного кроя, и пошивы светской одежды, и при этом досконально изучить старинные правила золотного шитья, которое во всем мире считается редким искусством. Пошив церковных облачений и убран­ства тоже требует освоения древних традиций этого ремесла и умения не нарушая этих традиций работать с современными текстильными материалами.

Иконописное отделение в училище самое молодое. Здесь девушки начинают с копирования небольших фрагментов икон. Мастера из иконописной мастерской при соборе в честь святого Александра Невского кропотливо, день за днем передают своим ученицам мастерство.

— В Нижегородской епархии идет активное восстановление разрушенных храмов, строится много новых церквей, поэтому работы для наших выпускниц иконописного отделения много, — говорит директор училища Ольга Тюхова. — На это отделение мы стараемся принимать девушек, которые учились в художественных школах. Дело в том, что иконописному мастерству учат долго: это больше чем искусство. Для того чтобы создать икону, мало уметь хорошо рисовать.

При таком напряженном графике учебы у воспитанниц духовного училища времени на отдых остается совсем немного. Но все девушки-выпускницы единодушны, что так жить очень интересно, что за четыре года они успели изучить и узнать много интересного.

— Об отношении учениц к своему учебному заведению, на мой взгляд, свидетельствует такой показатель: хотят ли выпускники возвращаться после окончания учебы в родную альма матер, — говорит Ольга Тюхова. — Наши девочки приезжают, привозят с собой детишек, мужей, показывают, где учились. Для меня это очень дорогие встречи. Я смотрю на них, нарадоваться не могу. Здесь все-таки не просто учебное заведение — это в какой‑то степени еще и родной дом, дом, где девочки взрослеют.

Сохранить красоту настоящую

Девчонки хотят быть красивыми, им нравится нарядная одежда. Когда готовятся к какому‑нибудь торжеству, немало времени проводят у зеркала. Для пра­во­слав­но­го духовного училища праздники организуются часто, а в гости обычно приглашают ребят из семинарии.

— Конечно, мы готовимся к таким событиям, — говорит Ольга Николаевна. — Девочки стараются при­на­ря­дить­ся. — В обществе сформировался штамп: пра­во­слав­ная — значит одета во что‑то такое серое, непривлекательное. А по­смот­ри­те на на­ших красавиц — и вы убедитесь, что это совсем не так. Мы ходим в театры, на выставки, ездим на экскурсии. Знакомимся с новыми работами модельеров. А глав­ное — мы стараемся привить воспитанницам хороший вкус. Дело ведь не в косметике, например, как таковой, а в том, как ее использовать, какую и в каких пределах. Почему бы не применять гигиеническую помаду или кремы для смягчения кожи? А вот для чего, скажем, мелировать волосы, когда девушки хороши, красивы уже самой своей молодостью, естественностью, тем, что дала природа!

Некоторые разумные, часто даже интуитивные нормы, конечно, соблюдаются. Наша выпускница, умная, хорошая, осталась работать в училище. В первый же месяц замечаю, что у неё вдруг появились очень короткие юбки, а косметика стала намного ярче. Я не спе­ши­ла что‑то ей говорить, ждала, потому что если все эти годы мы воспитывали ее правильно, то теперь происходила просто, можно сказать, болезнь роста. Прошел буквально месяц, и я заметила, что длина юбок вернулась к обычной, принятой у нас в училище, а вы­зы­ва­ю­ще яркая косметика исчезла. Обняла ее, говорю: «Ты переболела, моя девочка». Она сама поняла, что в том образе, который принят у нас в училище, ей комфортнее.

Анисия Орлова

«Моя надежда», №2, 2011

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.