Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Серафимовский учитель > Воспитать гражданами, а прежде людьми
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (187) 12:05, 9 апреля 2020

Воспитать гражданами, а прежде людьми

В списке участников, получивших в этом году специальную премию конкурса «Серафимовский учитель — коллектив нижегородского детского сада № 404 («Ростки») Нижнего Новгорода. Программа «Мы — россияне, мы — нижегородцы» для детей шести-семи лет и методический комплекс к ней, разработанные педагогами этого дошкольного учреждения, по признанию жюри, в числе лучших.

Программа «на вырост»

На создание комплекса по духовно-нравственному воспитанию детей у педагогов «Ростков» ушло два года, и еще один — на апробацию разработки. Комплекс — слово ключевое, потому что нельзя заниматься развитием морально-нравственных качеств ребят время от времени, считают воспитатели. Ранее коллектив детского сада подготовил программу для детей пяти-шестилетнего возраста.

— У нас выстроена системная работа по духовно-нравственному воспитанию, — подчеркивает заведующая дошкольным учреждением Елена Бухарева. — Так и в программе все разложено по полочкам, а точнее, по блокам: «Я среди людей», «Мой край Нижегородский», «Моя семья», «Приобщение к основам православной культуры». Воспитатели помогают дошколятам разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Через игровые ситуации ребята лучше проникаются понятиями «добро», «взаимопонимание», «взаимопомощь».

На занятиях по теме «Моя семья» ребята узнают об исконных русских традициях, о том, что такое родословная, какие отношения должны быть между братьями и сестрами, говорят о качествах мамы и папы, об уважении к бабушкам и дедушкам.

Задача педагогов в том, чтобы их воспитанники начинали рассуждать, оценивали и, конечно, тренировали свою речь. Мало просто рассказать — учить стараются примером: помочь одеться тем, кто младше, покормить птиц зимой, нарисовать ветерану открытку, помочь няне в группе. В дальнейшем педагоги планируют развивать среди дошколят добровольческую деятельность.

— В каждой группе у нас свои традиции, — говорит старший воспитатель Ольга Щукина. — Например, дети поссорились, а мы говорим: «Давайте у нас сегодня будет День добрых дел, сегодня ссориться нельзя. Ребенок и дома скажет: «Мам, сегодня ссориться не будем, сегодня День добрых дел». Не надо никого ругать, ничего доказывать, просто переключить внимание. Сегодня День улыбки, или День объятий, и так далее. Результаты замечательные.

Программу оценили и представители экспертного сообщества. Она успешно прошла сертификацию в Нижегородском институте развития образования.

Экскурсии в историю быта

Казалось бы: откуда в детском саду взяться старинному чугунку и тумбе для афиш? Виды деятельности, предусмотренные программой, настолько разнообразны, что предполагают знакомство даже с такими предметами. Например, создают выставки старинных предметов из семей дошколят. Ребята и родители приносят их из дома, и какое-то время эти экспонаты находятся в группах. Воспитанник может сам рассказать о семейной реликвии, а остальные ребята получают новые сведения и воочию видят вещи ушедших времен.

— Дети могут выступить в роли экскурсовода, рассказывая о принесенных вещах, заинтересовывая и других ребят, которые предлагают родителям тоже что-нибудь принести, — говорит старший воспитатель Ольга Щукина.

Много знаний о быте, промыслах, истории Нижегородского края ребята получают на занятиях под общим называнием «Мой край Нижегородский». Педагоги подробно рассказывают своим воспитанникам о сердце столицы Приволжья — кремле.

Большое значение имеет заинтересованность старшего поколения. Поход с ребенком в выходной день в музей или на кукольное представление, в исторически значимое место в городе — прекрасное закрепление того, что ребенок услышал в детском саду. Педагоги разработали сетку маршрутов выходного дня.

— Наши дети со своими родителями посещали театры, но не просто «сходили и забыли», а давали нам обратную связь, — рассказывает Ольга Щукина. —Например, делали фотоколлаж, газету или афишу, рекомендуя другим семьям спектакль к просмотру. Так родители обменивались мнениями.

И в садике, и дома

В результате образовательно-воспитательной деятельности в детском саду появляется много наглядных пособий: поделки, сделанные вместе с мамой и папой, рисунки, выполненные в группе. У родителей есть возможность познакомиться с материалами тех занятий, которые проводятся в детском саду.

Воспроизводимость — одно из требований к методическим разработкам, предоставляемым на конкурс «Серафимовский учитель». И замечательно, что занятия по программе «Мы — россияне, мы — нижегородцы» можно провести не только в любом детском саду, но и дома, если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад. Совместная деятельность детей и родителей — едва ли не самое важное в процессе духовно-нравственного воспитания.

«Ростки» для всей семьи

Среди воспитанников детского сада «Ростки» есть ребята с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы каждый из них мог комфортно себя чувствовать в коллективе, а все дети лучше привыкали друг к другу, воспитатели разработали программу «Растем вместе».

Богатый педагогический опыт коллектива не раз был оценен на высоком уровне. Так, в 2016 году воспитатели были удостоены премии Нижнего Новгорода за программу «Мы — россияне, мы — нижегородцы», в 2019‑м педагоги вошли в число получивших поощрительную премию конкурса «Серафимовский учитель» за программу «Культура православия».

Интересным начинанием была организация кружка «Православная академия семьи», куда по желанию могли приходить родители и ребята, чтобы общаться и вместе проводить досуг.

— Мы знакомили с историей главных православных праздников, — рассказывает педагог дополнительного образования Ольга Серова. — Ребята также занимались декоративно-прикладным творчеством. Делали игрушки к Рождеству, к Покрову украшали платочки. Было очень интересно и родителям, и детям. Совместное творчество объединяло всех.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.