В начале XX века, незадолго перед чередой войн и революций, в многочисленном сонме святых Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Кроткий старец Саровской пустыни Серафим стал одним из любимых подвижников русского народа, гордостью Русской Церкви, святым, которого сегодня знают и любят во многих странах мира. Не случайно и второе обретение святых мощей старца Серафима, и возобновление Дивеевского монастыря состоялись в самом конце ХХ века — перед новым трудным и неоднозначным периодом нашей истории.
Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова). Последний вспоминал:
«В конце 1990 года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия… Сохранилась… рукавичка на мощах, на которой такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…»
И вот мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград) и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам — здесь же никаких документов не было. Но еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского!
Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…»
11 января 1991 года состоялась передача мощей. 6–7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.
Архиепископ Арсений вспоминал, как на Рождественском Патриаршем поздравлении в Елоховском соборе Святейший Патриарх объявил об обретении мощей преподобного. «Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!» — пишет владыка.
В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской лавры, а вечером 6 февраля при пении множества собравшегося на улицах народа крестным ходом были перенесены из лавры на Московский вокзал. «Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа… Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям… Все пронизывало особенное, духовное радование!» — читаем у архиепископа Арсения.
«Для доставки мощей преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда отъезжали, такое было чувство — без слез не передашь! Вагон с мощами преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент — поклон жителей Петербурга, прощавшихся с преподобным — настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв…
От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех!
Когда мощи преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни книг, ни последования — все наизусть, по вдохновению, такое воодушевление было!»
28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года, при большом стечении народа, преподобного встречали в Дивеевском монастыре.
Из воспоминаний архиепископа Арсения:
«Летом состоялся грандиозный крестный ход — уже на автомобилях — во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.
Этот крестный ход прошел буквально по всей России… Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался ливень, мы хотели ехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей — с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут — ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени!..
И так было по всему пути следования.
Сам преподобный незадолго до своей кончины в беседах с Н. А. Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. После кончины и последовавшего в 1903 году прославления мощи преподобного оставались в Саровской пустыни. И только сейчас сбывается это пророчество старца.
28 июля 1991 года повесили колокола на первый ярус дивеевской колокольни. И встретили мощи преподобного Серафима колокольным звоном.
В Троицком соборе раку с мощами поставили в центре, где обычно стоит праздничная икона. Открыли окошечко, и духовенство прикладывалось к открытым мощам. Потом раку перенесли под сень. Всю ночь шли богослужения перед ракой. Утром в 9 часов служили литургию. Вечером 31 июля Святейший Патриарх служил малую вечерню с акафистом в Троицком соборе. Пели три хора — дивеевский, нижегородский и арзамасский. В полночь, уже 1 августа, началась Божественная литургия.
На запричастном стихе пели стихиры Пасхи. Раку с мощами архиереи вынесли из собора и поставили на помосте перед праздничной иконой. Литургия совершалась Святейшим Патриархом при огромном стечении народа. Многие тысячи паломников сподобились в этот день принять Святые и Животворящие Таины Христовы. Ликовала земная и небесная Церковь, прославляя великого заступника перед Богом за землю Русскую.
«Исполнилось пророчество великого старца, — обратился Святейший Патриарх к богомольцам. — Мы видели, с какой духовной радостью встречали православные верующие в городах и весях драгоценную святыню нашей Церкви — святые мощи преподобного. Действительно, пасхальной радостью исполнялись наши сердца, и мы пели пасхальные песнопения, вспоминая его слова, что среди лета будут петь Пасху. Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима».
После литургии и крестного хода мощи преподобного вновь были перенесены в собор. В тот день в Дивеевском монастыре, который только-только начал восстанавливаться, собралось около 10 тысяч паломников».
В этом же году Патриарх Алексий впервые с гостями посетил Саров, отслужил молебен на Дальней пустыньке, освятил памятник преподобному Серафиму и крест на месте его кельи.
Затем была освящена часовня на городском кладбище.
17 ноября того же года монахиня Сергия была посвящена митрополитом Николаем в игумению Свято-Троицкого монастыря. Началась новая жизнь святой обители.
Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.