Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Время смоквам
«Ведомости Нижегородской митрополии» №19 (265) 12:01, 16 октября 2023

Время смоквам

Зачем Христос проклял дерево?

Краткая и загадочная притча о бесплодной смоковнице изложена в Евангелии от Луки (13:6–9). Господь Иисус Христос рассказал ее во время проповеди в городах Галилеи во второй год Своего служения. Поводом для нее послужила печальная новость, принесенная из Иерусалима, о том, что правитель Иудеи префект Понтий Пилат жестоко расправился с некоторыми галилеянами, которые пребывали в Иерусалимском храме: их кровь он «смешал с жертвами их», людей убили во время жертвоприношений.

Притча занимает место в группе мессианских аллегорических рассказов Евангелия. Хотя, по основной мысли о нравственном состоянии израильского народа, ее можно было бы отнести к этическим. Тем не менее, с этой притчей не все так просто.

Историческая основа

Мы видим, что Христу сообщали разные известия. В этой же главе Евангелия Его предупреждают, что царь Ирод хочет Его убить (13:31). Невозможно точно знать, какую цель преследовали рассказавшие о событиях в Иерусалиме люди. Возможно, это была новость дня и, как бы мы сейчас сказали, горячая и чрезвычайная. Или они ожидали, не скажет ли Господь по этому случаю об иудейском правителе чего-либо такого, за что можно будет обвинить Его. Или от Господа ждали, что Он выскажет сожаления. Христос, как всегда, отвечает неожиданным образом.

Относительно жестокого избиения галилеян среди толкователей высказывалось несколько версий. Блаженный Феофилакт Болгарский считает, что речь идет о подавлении восстания под руководством Иуды Галилеянина, о чем есть упоминание в книге Деяний святых апостолов (5:35–39). Однако сегодня уже доподлинно известно, что это восстание произошло во времена переписи населения в Палестине, в правление императора Октавиана Августа, почти одновременно с Рождеством Христовым. Также имеется предположение, что Пилат велел поставить в Иерусалимском храме статую римского императора и потребовал, чтобы иудейские священники приносили перед нею жертвы. В это время в ограде храма находились упомянутые галилеяне, которые стали возмущаться и активно сопротивляться предпринятому Пилатом осквернению дома Божия. За свое сопротивление они и были убиты римскими воинами.

Можно предположить, что галилеяне, придя многочисленной группой на праздник в Иерусалим, стали чрезвычайно эмоционально выражать свой религиозный восторг, чем привели в движение до этого спокойный город. Префект мог расценить такое поведение как попытку восстания против римской власти — и пресек развитие ситуации, приказав воинам расправиться с толпой. Вероятно, это событие стало причиной последовавшей вражды царя Ирода Антипы, правителя Галилеи, с Понтием Пилатом. Вновь подружились они в день осуждения Иисуса Христа на смерть (Лк 23:12).

Конечно же, в религиозном сознании евреев при упоминании о внезапной смерти могла возникнуть мысль о Божией воле и Его наказании за грехи. Именно эту логику размышлений учитывает Христос, когда предлагает Свою притчу. В ней Он заставляет слушателей задуматься над своей участью и будущностью своего народа.

Договор хозяина с виноградарем

В притче описана ситуация, в которой главной героиней выступает смоковница (дерево инжир). Она вот уже три года растет в винограднике некоего хозяина, но так и не приносит плодов. Кстати, в Палестине на хлебных полях и виноградниках и везде, где допускает почва, растут фруктовые деревья. Видя это, хозяин поручает виноградарю срубить ее, чтобы она попусту не забирала из земли драгоценные воду и минералы. Однако виноградарь предлагает дать растению еще время, а сам он окопает ее и обложит навозом, вдруг смоковница начнет плодоносить. И на этом — конец истории, логического окончания в ней не прозвучало.

Должно быть, приученные к полноценным сюжетным повестям люди были несколько удивлены таким итогом притчи и поневоле глубже задумались над ее смыслом. Но к каким выводам они могли прийти?

Значение притчи, согласно церковному пониманию, касалось судьбы Израиля, которая зависела от того, как он поступит со своим Мессией. Смоковница обозначает сам богоизбранный народ, который живет в винограднике — Божием мире, ветхозаветной Церкви. Хозяин виноградника — Бог, а виноградарь — Его Сын, Иисус Христос. На протяжении трех лет служения Господа еврейский народ все никак не признавал во Христе своего Мессию, не принимал Его учение и не последовал Его руководству. Поэтому, как передает притча, Бог ставит вопрос о благополучной жизни Своего народа в этом мире. Но, как видно из рассказа, Сам Христос умоляет Отца подождать еще, когда Он примет чрезвычайные меры, чтобы обратить народ.

Открытый финал

Что можно понимать под особыми мерами виноградаря или Христа? Возможно, Его последние действия, проповедь и чудеса. Можно назвать и те, которые в Евангелии от Луки не упоминаются: исцеление слепорожденного, воскрешение четверодневного Лазаря, торжественный вход в Иерусалим, наконец искупительную смерть Спасителя, Его славное воскресение и вознесение на небо.

Но, как известно, все эти события никак не повлияли на общее духовное настроение еврейского народа. Он в общей массе остался глух к призыву Иисуса Христа и Его апостолов, отверг спасительную веру и Божественную благодать и за это поплатился. В 68–70 гг. I века, а затем в 135 г. римская армия подавила иудейские восстания и полностью стерла с лица земли Иудею с ее столицей.

Именно потому, что Христос в притче говорит о будущих событиях, зависящих, в первую очередь, от иудеев, и что Его миссия пока не окончена, повесть не имеет логического конца. Она обрывается, давая возможность самим слушателям поучаствовать в ее завершении. А итог, по мысли Спасителя, должен быть связан с новостью о погибших галилеянах. Чтобы окружавших людей и весь народ не постигла злая участь, нужно покаяться в своем жестокосердии или духовном бесчувствии, перестроить свою жизнь на духовный лад и принять своего Спасителя в Иисусе Христе, уверовать в Него.

Но это еще не все. Таинственность притчи связана не только с ее незаконченностью. В действиях Христа в последние дни Его земной жизни, через год после изложения притчи, можно увидеть, как Он Сам ее завершает. В Своем последнем путешествии в Иерусалим Господь совершает действие, которое без учета этой притчи было бы непонятным и даже жестоким. Якобы ни с того ни с сего Христос проклинает растущую у дороги смоковницу, на которой Он не нашел плодов (Мф 21:18–22). Его осуждающие слова в адрес невинного дерева контрастируют с образом милостивого Учителя, Врача и Помощника. Даже голод не оправдывает Его действия. Сколько раз ситуации были хуже, но Христос всегда сохранял спокойствие. Зная притчу о бесплодной смоковнице, становится понятно, что Гос­подь, предвидя наперед поведение Своих единоплеменников, предсказывает суд над ними: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».

Итак, в этой притче подчеркивается Божие долготерпение к Израилю, который занимает особенное положение среди других народов, как смоковница в винограднике.

Подготовил протоиерей Алексий Белецкий

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.